$

2.0950 руб.

2.3557 руб.

Р (100)

3.2765 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Тарифная ставка первого разряда

36.40 руб.

Мнение специалиста

Чем помочь региональным советам по развитию предпринимательства? Рекомендации Либерального клуба

02.04.2019
Чем помочь региональным советам по развитию предпринимательства? Рекомендации Либерального клуба
Никита Беляев

В продолжение темы о том, что мешает региональным советам по развитию предпринимательства стать площадкой по решению проблем локального бизнеса, «ЭГ» публикует эксперт­ное мнение аналитика «Либерального клуба» Никиты БЕЛЯЕВА.

Чуть больше года назад в Беларуси было принято решение о создании советов по развитию предпринимательства во всех областях и районах страны. Причина такого решения – децентрализация диалога бизнеса и государства и попытка создания площадки по решению проблем бизнеса на региональном уровне. Однако в рамках общения с представителями бизнеса и бизнес-сообщества зачастую можно услышать мнение, что эффективность работы советов как диалоговых инструментов и площадок по решению проблем регионального бизнеса крайне низка. Поиску причин этой ситуации, а также выработке рекомендаций, направленных на разрешение проблем работы советов, посвящено исследование «Как повысить эффективность работы советов по развитию предпринимательства на локальном уровне?», которое было представлено публике 14 марта в Минске.

В чем причина проблем

Основой для создания и функционирования региональных советов по развитию предпринимательства стали три документа: поручение Президента от 8.02.2018 № 3, поручения Совмина от 23.03.2018 № 11/535-86/3402р и от 29.03.2018 № 11/3684р.

Как показало исследование, имен­но характер поручений стал одной из причин появления проблем в работе советов. Дело в том, что документы регламентировали лишь необходимость создания этих структур при исполкомах и закрепляли требование о назначении предпринимателя в качестве главы совета.

Однако в целом вопросы функционирования советов по развитию предпринимательства этими документами никак не регулировались, как и не была предусмотрена подготовка единого типового положения. В этой ситуации исполкомы создавали советы исходя из собственных предпочтений. В результате, к примеру, цели и задачи работы этих структур могут отличаться в границах одной области. Зависит это от того, какое положение разработал конкретный исполнительный комитет.

Согласно первоначальной идее, деятельность региональных советов по развитию предпринимательства долж­на быть направлена на разрешение проблем бизнеса на локальном уровне и развитие взаимодействия между предпринимателями и исполкомами. Однако в некоторых случаях созданные советы «ушли» от этой роли. К примеру, в ряде советов Витебской и Гродненской областей целью работы является выработка рекомендаций по комплексной государственной поддержке и развитию субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности для формирования конкурентных отношений. В од­них случаях исполкомы наделили советы функцией экспертного и кон­сультационного сопровождения биз­неса, в других целью является объективное рассмотрение и об­суждение разрабатываемых проектов нормативных актов. Получается, что в указанных случаях советы де-юре управомочены заниматься иной деятельностью, но не разрешением конкретных проблем биз­неса.

Аналогичная хаотичность наблюдается и в вопросе формирования составов советов. Так, в Гомельской области в составах советов по развитию предпринимательства преобладают государственных служащие. Например, в Ельском районе совет состоит из 11 чиновников и только 1 бизнесмена. Каким образом конкретно эта структура с таким составом будет решать проблемы бизнеса и развивать государственно-частный диалог? И этот случай, к сожалению, не является исключением.

Также весьма разнится и чис­ленный состав советов по развитию предпринимательства. В ряде районов количество членов совета может составлять 5 человек (Россонский р-н) или достигать 25 членов (Воложинский р-н). И в одном, и во втором случае эти структуры не смогут корректно выполнять свои функции.

Мешает формализм

Помимо отсутствия типового положения, которое позволило бы ввести в практику советов по развитию предпринимательства единые стан­дарты работы этих структур, важным негативным аспектом является от­сутствие у большинства ис­полкомов заинтересованности в работе советов. Проявляется это в формальном характере деятельности большинства этих структур. Содержание изученных в рамках исследования протоколов заседаний советов по развитию предпринимательства показывает преобладание информационного характера проведенных заседаний. Так, на заседаниях совета могут рассматриваться принятые нор­мативные акты, результаты заседаний ОКС при республиканских министерствах и ведомствах, вопросы подготовки города к праздникам, вопросы трудоустройства и т.д., но не решаться конкретные проблемы бизнеса. При этом присутствуют случаи, когда руководство исполкомов использовало советы для «разбора полетов» с локальными предпринимателями.

Результатом этого стал фактор низ­кой эффективности и качества работы советов как площадок по сбору, решению и продвижению проб­лем бизнеса. Фактически, исполкомы вос­принимают советы по развитию предпринимательства как дополнительную нагрузку, а не как возможность повысить результативность работы бизнеса в районе или области.

Видя это, у бизнеса возникает логичный вопрос – нужны ли такие советы по развитию предпринимательства?

Как реанимировать советы?

Тем не менее, несмотря на значительный багаж недостатков, даже в нынешнем состоянии советы могут стать площадкой по разрешению проблем, однако для этого требуется совпадение ряда факторов. Примером является ситуация в Новогрудском районном совете по развитию предпринимательства, когда в результате заседания совета озвученные бизнесом проблемы были приняты к исполнению с установлением сроков и ответственных, а предложения бизнеса действительно были направлены в министерства для внесения изменений в проекты соответствующих НПА. В этом случае важным фактором стало проведение выездного заседания областного ОКС.

Чтобы именно такие случаи решения проблем с помощью советов по развитию предпринимательства стали не исключением, а правилом, в рамках исследования был разработан ряд рекомендаций.

Советы для советов

Первоочередным шагом для обеспечения эффективной работы региональных советов по развитию предпринимательства является унификация функционала этих структур. Это подразумевает стандартизацию цели, задач и прав совета, что обосновывает необходимость подготовки типового положения. Разработка этого документа позволит определить место и роль советов в системе взаимодействия государства и бизнеса, упорядочить и систематизировать их работу. Типовое положение определит круг задач, обязанностей, силу решений совета, порядок его работы. К слову, эта работа уже проводится авторами исследования совместно со специалистами Республиканского союза промышленников и предпринимателей.

Также важным направлением по совершенствованию работы советов является создание системы этих структур во главе с Президентским советом. Это сформирует необходимый формат взаимодействия между советами различных уровней и соз­даст системное подчинение районных советов областным, областных – республиканскому.

Реализация этой рекомендации будет способствовать, во-первых, фор­мированию независимого от мест­ных органов управления канала по про­движению интересов и про­блем бизнеса, во-вторых, снижению уров­ня зависимости советов от компетенций исполкомов и степени заинтересованности их руководства (личностный фактор) в развитии и функционировании советов по раз­витию предпринимательства.


Менеджмент: список рубрик
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях