Санкционное давление усиливается: чем ответит Беларусь?

9 августа 2021 г. президент США Джо Байден подписал приказ (executive order) о применении санкционных мер в отношении ряда физических и юридических лиц, связанных с белорусским правительством или имеющих, по мнению авторов документа, отношение к подавлению протестов в Беларуси. В тот же день о введении ограничений секторальной направленности объявили Великобритания и Канада. В ответ на усиление экономического давления А. Лукашенко поручил правительству выработать комплекс ответных мер.
В санкционный список США попали 23 физлица и 21 компания, связанные с белорусским правительством и имеющие отношение к важнейшим статьям белорусского экспорта. Несмотря на широкий контекст вводимых ограничений, главный упор по-прежнему сделан на нефтепереработку, экспорт калийных удобрений, продажу табачных изделий, поставку товаров и технологий двойного назначения, финансовый сектор (операции с государственными ценными бумагами и инструментами денежного рынка). В то же время перечень отраслей оказался расширен за счет строительных компаний и авиационной отрасли – в список попали «Дана Холдингс», Дана Астра», «Дубай Вотер Фронт», «Эмирейтс Блю скай». Попал в санкционный перечень и Национальный олимпийский комитет Беларуси.
Чем может ответить наша страна, на текущий момент сказать сложно.
В качестве одного из направлений «симметричного ответа» можно предположить введение ограничений на деятельность отдельных компаний с иностранным капиталом – например, EPAM, которая была подвергнута критике во время «Большого разговора», состоявшегося 9 августа 2021 г.
Еще одним направлением «антисанкционной политики» могут стать ограничения в розничной торговле. В ходе выездного расширенного заседания президиума Совета Республики председатель Минского горисполкома Владимир Кухарев рассказал о «неуместном поведении» торговых сетей, которые несмотря на санкции, применяемые в отношении Беларуси со стороны ближайших стран, отдают продукции иностранного происхождения лучшие места на полках, в то время как продукции отечественных производителей часто достаются места по остаточному принципу.
В качестве третьего направления можно предположить дальнейшую принудительную ликвидацию НГО и прочих общественных инициатив.
Какими бы ни были меры, которые выработает правительство, высока вероятность того, что это будет «бомбардировка Воронежа» – так в сети Интернет обычно называют меры, которые призваны покарать условного врага, но вред они наносят прежде всего гражданам своей страны.
Лучшая стратегия в данной ситуации – сосредоточиться на поиске решений, призванных минимизировать негативный эффект без попыток дать «симметричный ответ», т.к. адекватного эффекта не получится, а вот умножить ущерб своему же государству можно довольно просто.
Дело в том, что именно наши «враги» – Литва, Польша, Украина, Нидерланды – обеспечивают положительное сальдо внешней торговли, которые легко можно потерять, если пойти по пути обмена санкционными «подарками».
Так, по итогам января-мая 2021 г. эти 4 страны обеспечили более 2667 млн USD положительного сальдо внешней торговли (см. таблицу). С этой точки зрения главным источником валютных поступлений в страну является Украина, которая приобрела у Беларуси товаров и услуг на 1143 млн USD больше, чем продала. А с учетом того, что наши текущие отношения уже довольно сложно назвать добрососедскими, дальнейшее нагнетание конфронтации грозит потерей не только политических, но и экономических отношений.
Примечательно, что, несмотря на репутацию «сателлитов», предписываемую Литве, Польше, Украине, эти страны явно не спешат усугублять отношения потерей торгового сотрудничества. Возможно, и нам надо прекратить самим форсировать этот вопрос.
Данные о внешней торговле Республики Беларусь по отдельным странам в январе-мае 2021 г. |
||||
|
Товарооборот |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
тыс. долларов США |
тыс. долларов США |
тыс. долларов США |
тыс. долларов США |
|
Всего |
30 126 417,5 |
14 543 323,1 |
15 583 094,4 |
-1 039 771,3 |
Казахстан |
404 364,4 |
333 342,9 |
71 021,5 |
262 321,4 |
Китай |
1 928 837,8 |
343 167,8 |
1 585 670,0 |
-1 242 502,2 |
Латвия |
247 481,3 |
200 339,4 |
47 141,9 |
153 197,5 |
Литва |
625 686,5 |
523 081,3 |
102 605,2 |
420 476,1 |
Нидерланды |
1 073 888,5 |
941 696,4 |
132 192,1 |
809 504,3 |
Норвегия |
129 946,8 |
71 886,0 |
58 060,8 |
13 825,2 |
Польша |
1 234 444,3 |
764 382,4 |
470 061,9 |
294 320,5 |
Российская Федерация |
14 559 869,6 |
6 009 552,3 |
8 550 317,3 |
-2 540 765,0 |
Украина |
2 263 921,1 |
1 703 668,9 |
560 252,2 |
1 143 416,7 |