Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Чем не программа? Финансовый рынок, независимый суд и доброжелательность

Фото: nick hidalgo / Unsplash

Белорусские и зарубежные экономисты предложили 11 направлений реформ отечественной экономики. Но есть одно условие: приступить к ним можно только разрешив или хотя бы начав решать сложившийся общественно-политический кризис.

Под открытым письмом к общественности страны подписались более 60 экономистов из Беларуси, России, Украины, Германии, Канады, США и других государств. Среди них – известный российский экономист, профессор парижской Школы политических наук Сергей Гуриев, исполнительный директор Бизнес-школы ИПМ Павел Данейко, а также эксперты школы и Белорусского экономического исследовательского центра, бывший главный редактор «ЭГ» Леонид Фридкин и др.

Авторы письма и присоединившие­ся к ним эксперты заявили о готовности предоставить свою помощь в разработке программы экономических реформ в Беларуси. По их мнению, страна имеет все возможности для перехода на новый этап экономического развития и значительного улучшения качества жизни людей, но для этого необходимо разрешить множество накопленных структурных проблем. Иначе наше государство все сильнее будет отставать по уровню жизни от соседей и развитого мира в целом.

Структурные проблемы, считают эксперты, усугубляются политической ситуацией, которая, в свою очередь, подрывает экономическое доверие в обществе.

«В ближайшей перспективе это может привести к финансовым катаклизмам и снижению благосостояния граждан, – говорится в письме. – Чтобы этого не допустить, политический кризис должен быть как можно быстрее разрешен мирным путем. Легитимная власть, эффективные и признаваемые обществом политические институты критически важны для формирования экономического доверия, функционирования здоровой и растущей экономики».

 

Что делать?

Основой экономической политики должно быть развитие социальной инфраструктуры, считают авторы. Поэтому они предлагают сконцентрироваться на приведении систем образования, здравоохранения, культуры и местного самоуправления в соответствие с ценностями и запросами белорусского общества.

На втором месте – укрепление независимости судебной системы. Эксперты уверены, что она может быть эффективной и пользоваться доверием лишь тогда, когда станет фактически независимой от других ветвей власти.

Предложено комплексно пересмотреть роль государства в экономическом развитии: уйти от «руководящей и направляющей» роли, став гарантом развития институтов и социальной инфраструктуры.

«Государство не должно вмешиваться в экономику с планами и заданиями. Его приоритетные задачи в содействии экономическому развитию – гарантировать суверенитет, не допускать криминала, обеспечивать верховенство закона и защиту прав собственности, справедливую конкуренцию», – считают авторы.

Далее – создание равных условий хозяйствования для всех предприятий вне зависимости от формы собственности, размера или отрасли. Важное условие для развития частного сектора – соответствие законодательства деловой практике. Пробелы в законодательстве, уверены исследователи, не должны квалифицироваться как экономические преступления, а госорганы должны исходить из принципа доброжелательности по отношению к бизнесу.

Отдельно речь идет о повышении эффективности управления государственными предприятиями, в т.ч. через окончательное разделение функции государства как собственника и регулятора.

По мнению экономистов, уход от активной бюджетной и иной поддержки госпредприятий поможет увеличить расходы на соцзащиту. Одновременно важно усилить адресность социальной поддержки, по возможности повысив размер выплат безработным и другим уязвимым группам.

Отсюда проистекает и необходимость применения новых мер в сфере занятости. Речь об усилении роли переподготовки кадров, защите прав работников развитыми независимыми от государства профсоюзами.

В сфере развития финансового рынка предложено расширить свободу коммерческих банков и создавать предпосылки для роста новых или пока слабо развитых в Беларуси финансовых институтов, рынков и секторов (фондовый рынок, ипотечное кредитование, накопительные пенсионные фонды, инвестиционные и инновационные фонды, производные финансовые инструменты, микрофинансирование для малого бизнеса, новые виды страхования).

Следующий ориентир – развитие цифровой инфраструктуры для повышения прозрачности системы госуправления и экономических отношений. Суть в том, чтобы расширять возможности предоставления госуслуг в электронном виде.

Также предлагается активнее развивать инфраструктуру поддержки стартапов и венчурного финансирования.

Последнее важное направление – приоритет макроэкономической и финансовой стабильности при проведении монетарной и фискальной политики. По мнению экспертов, Нацбанк должен быть максимально независим от правительства и в полной мере нести ответственность за свои решения.

 

Статистика говорит о трудностях

Авторы письма подчеркивают: перечисленные направления не затрагивают всех проблем белорусской экономики, но указывают на приоритеты необходимых реформ. Главный посыл заключается в том, что существующая социально-экономическая модель Беларуси больше не справляется с задачей улучшения уровня жизни граждан.

От себя добавим: среди предложений экспертов нет ничего о срочной массовой приватизации и продаже т.н. «фамильного серебра», хотя госСМИ и приверженцы действующей белорусской власти в последнее время любят активно упрекнуть в таких намерениях сторонников альтернативной точки зрения.

О том, что без перемен в экономической политике кризис будет только усугубляться, «ЭГ» писала неоднократно. Аргументы в пользу этого каждую неделю добавляет официальная статистика, помогающая понять реальное положение вещей.

Так, по данным Белстата, чистая прибыль промышленных предприятий в январе-августе 2020 г. к аналогичному прошлогоднему периоду снизилась более чем в 3 раза: 1,48 млрд руб. против 4,8 млрд. Причем рентабельность в среднем осталась на прежнем уровне.

Количество убыточных промпредприятий за этот период выросло на 17% – до 364. Сумма чистого убытка выросла в 5,5 раз до 2,35 млрд руб., в расчете на одну организацию эта сумма выросла в 4,7 раза до 6,4 млн руб.

В целом у многих организаций возникают проблемы с расчетами. На 1 сентября общая сумма просроченной дебиторской задолженности белорусских субъектов хозяйствования составила 8,9 млрд руб., увеличившись с начала текущего года на 11,6%. В т.ч. просроченная внешняя дебиторская задолженность сложилась на уровне чуть более 1 млрд руб. (рост – на 18,6%).

Просроченная кредиторская задолженность на начало сентября составила около 8 млрд руб. (рост с начала года – на 1%). Кредитная дисциплина, как и в прежние годы, сильнее, чем во взаиморасчетах.

Самый осязаемый показатель – номинальная начисленная средняя зарплата. Она в сентябре составила 1,265 руб., снизившись к августу на 0,9%. Такое же снижение было зафиксировано месяцем ранее. При этом зарплаты бюджетников упали на 3,9% в августе и на 0,3% в сентябре.

 

«Теоретики» и «практики»

Правительство же планирует выход на рост экономики уже в следующем году и продолжает инспектировать работу флагманов промышленности. Что интересно, 28 октября на ОАО «Белшина» премьер-министр Роман Головченко высказался о рекомендациях властям со стороны неназванных экспертов.

Мы слышим много советов от так называемых независимых экономистов, как строить экономику Беларуси. Мы рады всем советам, главное, чтобы они были конкретными и приземленными, а общие рецепты из учебников по экономике 1–2 курсов нам не нужны, – заявил он.

Если под «приземлением» понимать стремление к микроуровню, то так от ручного управления и персонального контроля несостоявшихся инвестпроектов мы долго не уйдем. «Белшина» – уже не первое предприятие, посещая которое нынешний глава правительства говорит примерно следующее: большие деньги вложены, но «не так хорошо сложилась рыночная ситуация», чтобы инвестпроект окупился.

Может быть, пора проанализировать характерные недостатки бизнес-планирования и всей белорусской экономической модели, а не разгребать вручную завалы, идя всякий раз «от земли»?

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений