Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Цены
12.11.2002 20 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЦЕНЫ РЕШАТ ВСЁ?

В экономической жизни любого государства ценовая политика занимает важное место...

В экономической жизни любого государства ценовая политика занимает важное место. Особенно это характерно для стран с переходной экономикой, где многие процессы в структуре экономических отношений субъектов хозяйствования и населения еще не устоялись и находятся в постоянной трансформации. Цены в этом случае используются в качестве своеобразного рычага влияния на деятельность предприятий, инструмента регулирования жизненно важных процессов.

В Республике Беларусь, чья экономика еще нестабильна, вообще сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, ценовые процессы уже долгое время являются объектом повышенного внимания и регулирования со стороны государства. С другой -- несмотря на такую "предвзятость", цены в нашей стране продолжают расти. Так, по итогам прошлого года среднемесячный уровень инфляции составил в Беларуси 3,2%, а за 9 месяцев нынешнего года -- 2,5% -- больше, чем в любом другом государстве на постсоветском пространстве.

Этот феномен требует пристального внимания правительства и научной общественности. Пора не только вводить в практику новые ограничительные и разрешительные меры, но и осмыслить, что же, собственно, происходит в методологии, искать оптимальное сочетание свободного ценообразования и госрегулирования. Именно этим проблемам был посвящен состоявшийся недавно в Минске международный научно-практический семинар, организованный Министерством экономики и его научно-исследовательским институтом, Белорусским государственным экономическим университетом, Санкт-Петербургским университетом экономики и финансов и аудиторско-консалтинговой группой "Квалитет-аудит". Он был посвящен памяти видного ученого, заслуженного деятеля науки Беларуси профессора Афанасия Завьялкова, положившего начало целому направлению по изучению ценообразования в Беларуси.

Эволюция экономики и механизм ценообразования, цена и рыночное равновесие, антимонопольное регулирование в переходный период -- эти и другие доклады и сообщения помогли ученым, практическим работникам и тем, кто формирует в стране ценовую политику, лучше понять друг друга, прояснили роль и механизм воздействия цены на современные экономические процессы, а главное, подсказали новые подходы к снижению социальных и экономических издержек, которые несет наша страна от неудовлетворительного пока обращения с ценовым фактором.

Публикуем выдержки из выступлений некоторых участников семинара.

КОНТРОЛЬ НАДО ОСЛАБИТЬ

Владимир ТАРАСОВ,
заведующий кафедрой банковской и финансовой экономики БГУ, д.э.н., профессор:

Анализ экономических реформ, проведенных в ряде зарубежных стран, показывает, что в трансформационный период должно быть резко ограничено жесткое регулирование цен со стороны государства. Это связано с тем, что госконтроль за ценами ставит контролируемые отрасли в неравные условия по сравнению с теми сферами, где ограничений меньше, например промышленность по сравнению со сферой услуг или торговлей.

Жесткое регулирование цен в условиях кризисного состояния экономики блокирует нормальное развитие рынка, ограничивает возможности эффективного функционирования субъектов хозяйствования, а рыночные отношения делаются в этом случае менее динамичными. В условиях либерализации государство должно сохранить воздействие на уровни и соотношения цен, в частности, в области установления тарифов на почтовые и коммунальные услуги, транспортных тарифов и платы за электроэнергию. Под его контролем необходимо также оставить квартирную плату, цены на жилье и основные виды продовольственных товаров.

Практическая реализация макро- и микроэкономических подходов предполагает, что белорусское правительство должно устанавливать и регулировать цены только на определенные виды товаров. Помимо многих аспектов это связано с ограниченными возможностями органов государственного управления, степенью автоматизации расчетов, объемом банка данных и т.д., а также с ростом сложности производства и всего воспроизводственного процесса, который сам по себе обусловливает большой уровень самостоятельности хозяйствующих субъектов в принятии решений.

Принципы формирования и регулирования цен в условиях трансформационной экономики основываются на следующем. Во-первых, цены должны покрывать затраты на производство и обеспечивать возможность расширенного воспроизводства хозяйствующих субъектов, продукция которых пользуется устойчивым спросом. Во-вторых, уровень цен призван поддерживать постоянное поступление в бюджет необходимых для нужд государства налогов. В-третьих, цены должны "сигнализировать" потребителям продукции о действительных затратах на производство и побуждать потребителей к рациональному расходованию ресурсов. В-четвертых, цены стимулируют производство, когда это выгодно, и, наоборот, разрушают его, когда затраты на создание новой продукции ведут к ее относительному удорожанию. В-пятых, для обеспечения расширенного воспроизводства уровень цен на приобретаемую продукцию должен приводить к снижению цены на единицу ее потребительской стоимости, чем обеспечивается социально-экономическая эффективность для потребителя.

ОСТОРОЖНО: ТРАНСФЕРТЫ

Ирина ПОЛЕЩУК,
заведующая кафедрой промышленного маркетинга и цен БГЭУ, д.э.н., профессор:

Трансфертное ценообразование позволяет предприятиям увеличивать прибыль и получать конкурентные преимущества за счет минимизации таможенных сборов, контроля за ценами и обменом валюты, политики дивидендов, расширения рынков сбыта.

Единые методологические подходы и схемы по выявлению негативных фактов использования трансфертного ценообразования уже разработаны и известны благодаря опыту других стран. Создание такого механизма, адаптированного к условиям Беларуси, необходимо и в нашей республике. Определенные предпосылки для этого уже есть. В межгосударственных соглашениях об избежании двойного налогообложения нашли законодательное отражение принципы, запрещающие использовать механизм трансфертного ценообразования. В результате использования системы информирования Министерства экономики о применяемых ценах в республике создана неплохая справочная база об уровнях рыночных цен на различные товары, услуги. Эти данные вполне могут быть использованы для сравнения рыночных цен с применяемыми для оценки объективности последних.

Дальнейшая работа в этом направлении должна заключаться в разработке методик по выявлению, доказательству и пресечению проявлений трансфертного ценообразования.

НЕ ОТРЕКАЯСЬ ОТ ПРОШЛОГО

Виктор ФРУНЗЕ,
генеральный директор аудиторской фирмы "Квалитет-аудит", к.э.н., доцент:

Практика ценообразования в Беларуси, похоже, идет своим путем, не сообразуясь с научно обоснованными принципами и методами определения уровня и соотношений цен. Сейчас в республике отпускные цены формируются предприятиями исходя из индивидуальных затрат. Чем выше затраты, тем большую прибыль предприятие получит. Зачастую при формировании цен регламентируется предельный норматив рентабельности или предельный индекс изменения отпускных цен. Об учете качества продукции, ее сравнительной эффективности в потреблении, обоснованных соотношениях цен на взаимозаменяемые виды изделий даже не вспоминают. От старого советского наследия в ценообразовании, а в нем было много ценного, в республике отказались. Одновременно делается все для нейтрализации воздействия рыночных механизмов на цены. Какой ущерб это наносит предприятиям и стране -- трудно даже представить.

Игнорирование закона стоимости, применение затратного метода ценообразования, использование не всегда продуманной системы тотального регулирования цен неизбежно ведут к подрыву стимулов развития и совершенствования производства, уменьшению рентабельности и убыточности вырабатываемых изделий, сокращению выпуска, ухудшению качества и сужению ассортимента производимой продукции, диспропорции между спросом и предложением товаров. Следствие этого -- неудержимый, несанкционированный рост цен и снижение реальных доходов населения.

Для корректировки ситуации нередко применяются неоправданные меры, вроде бы направленные на стабилизацию цен, а на самом деле только создающие почву для злоупотреблений. В качестве иллюстрации приведу пример. Товар, предназначенный для собственного производства или потребления и не использованный для этих целей, может продаваться согласно действующим нормативным актам по ценам, превышающим не более чем на 5% цену его приобретения.

Так уж сложилось, что на многих предприятиях часто хранятся ставшие ненужными товарно-материальные ценности, приобретенные для своих нужд несколько лет назад и даже в советские времена. Среди них есть товары длительного пользования, стройматериалы, металл и иные ценности. А продать их, не нарушая законодательства, можно только по смешным ценам. И продают. Что получает в результате этого бюджет -- догадаться нетрудно.

В настоящее время назрела необходимость дать субъектам хозяйствования возможность формировать цены исходя из их экономической сущности, обоснованной методологии и методики ценообразования при сохранении регулирования цен на продукцию структурообразующих отраслей, предопределяющих развитие национальной экономики, социально значимые виды продукции (работ, услуг) и оказывать адресную помощь тем, кто больше всего в ней нуждается.

ВСЛЕД ЗА РОССИЕЙ

Владимир ВАСИЛЕГА,
заведующий отделом прогнозирования, регулирования и формирования цен НИЭИ Минэкономики:

Формирование единого с Россией экономического пространства требует создания механизма ценообразования, учитывающего экономические и социальные приоритеты двух государств. Его преобразование следует осуществлять с учетом особенностей регулирования цен в отдельных комплексах и сферах национальных экономик.

Одним из важнейших макропоказателей, по которым необходимо сближение, является уровень инфляции. Это связано с тем, что главной выгодой от интеграции должно стать развитие обмена товарами, услугами, технологиями, квалифицированными кадрами. В этой связи достижение сопоставимых темпов инфляции выступает в качестве главной предпосылки развития общего рынка. Следует отметить, что постепенное снижение инфляции уже имеет место. Если за 1999 г. потребительские цены в Беларуси выросли в 3512 раз, а в России -- в 1365 раз, т.е. наблюдался разрыв в 2,57 раза, то в 2000 г. превышение составило 1,73 раза (207,5% и 120,2% роста потребительских цен соответственно), а в январе -- июле 2002 г. -- только в 1,1 раза.

В качестве общепринятого показателя инфляции как в Беларуси, так и в России используется сводный индекс потребительских цен на товары народного потребления и платные услуги населению. Общим в исчислении данного показателя для обоих государств является его ориентация на потребительскую корзину, в которой в силу невысокого уровня благосостояния населения основную долю составляют продукты питания. Поэтому в странах -- участницах Союзного договора наблюдается значительное отклонение темпов роста других ценовых показателей от динамики индекса потребительских цен. В связи с этим на предварительном этапе сближения параметров представляется необходимым включение в круг общих индикативных показателей индексов цен производителей промышленной продукции, индексов цен на строительно-монтажные работы и тарифов на грузовые перевозки.

В ЛЕГПРОМЕ СВОИ ОСОБЕННОСТИ

Георгий ОНИЩУК,
младший научный сотрудник НИЭИ Минэкономики:

В легкой промышленности ценообразование в основном осуществляется на основе учета затрат, что влечет за собой использование методики "издержки+фиксированная надбавка". При этом норматив рентабельности, закладываемый в цену продукции (за исключением социально значимой предприятий-монополистов), предприятия определяют самостоятельно, учитывая свои интересы и возможности ее сбыта.

В настоящее время норматив рентабельности в легкой промышленности составляет от 8% до 53%, однако большая часть предприятий отрасли ориентируется на уровень 20--25% к полным затратам. Около 30% предприятий при расчете цены на свою продукцию применяют методику "обратного счета". Суть ее заключается в анализе сырья, его состава и технических характеристик товара конкурентов, а затем определяется оптимальная цена реализации. После расчета суммы налогов, уплачиваемой из выручки, рассчитывается разница между ценой реализации, суммой уплачиваемых из выручки налогов и суммой затрат на производство продукции, в результате чего получается прибыль. На ее получение рассчитывает предприятие, и на данной основе определяется уровень рентабельности. Это достаточно современный подход к ценообразованию, требующий от предприятий глубокого анализа товаров и цен конкурентов.

В связи с тем, что многие предприятия используют в производстве импортное сырье, по которому выделить подлежащий зачету налог на добавленную стоимость не всегда возможно, иногда наблюдается завышение себестоимости и увеличение суммы налогов, уплачиваемых из выручки, что в конечном счете ведет к повышению цены продукции.

Наиболее значимыми из налогов, относимых на себестоимость, являются начисления на фонд оплаты труда (в фонд социальной защиты населения, в фонд содействия занятости и чрезвычайный налог). В структуре отпускной цены удельный вес отчислений на социальное страхование составляет от 0,3% до 8%. Налоги, включаемые в себестоимость, оказывают максимальное влияние на уровень затрат в том случае, когда речь идет об изготовлении продукции из давальческого сырья. В других случаях доля начислений на заработную плату в структуре отпускной цены без налогов, уплачиваемых из выручки, находится в пределах 1,5--3%.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ПО-БЕЛОРУССКИ

Роза ВАЛЕВИЧ,
заведующая кафедрой экономики торговли БГЭУ, к.э.н., профессор:

Курс на либерализацию экономики, объявленный в Беларуси около двух лет назад, потребовал соответствующих шагов в сфере ценообразования. За этот период проделана работа по изменению политики, методов и способов государственного регулирования цен, ослаблению административного воздействия на данный процесс.

Отменена регистрация цен предпринимателями на новые модели и партии товаров, удалось приблизить цены на ряд социально значимых товаров к ценам близлежащих регионов и покупательной способности населения. Из перечня социально значимых товаров, по которым регулируются цены, исключены молочная, мясная продукция и ряд других товаров. По свободным ценам продается продукция, не реализованная в течение 90 дней, методикой ценообразования разрешено по многим изделиям при установлении цен руководствоваться сложившейся конъюнктурой рынка. Ценовая политика государства постепенно изменяется в направлении увязки цен с реальной заработной платой населения. Эти и другие методы позволили снизить удельный вес регулируемых государством цен с 40% в 1999 г. до 20% в 2002 г.

Однако ряд специалистов и некоторые слои населения увидели в этом угрозу социальной защищенности людей и предрекали большой рост цен. Огромного их всплеска не произошло, хотя индексы роста пока еще высоки. При общем темпе роста на товары и услуги за январь -- август 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 143,4% (а 50% -- критическая величина эффективности экономики) прирост цен на продукты питания составил 14,6%, алкогольные напитки -- 23,5%, непродовольственные товары -- 16,5% при темпах роста цен на услуги более 65%.

Ориентируясь на приведенные данные, можно было бы сделать вывод о том, что уже найдена удачная формула государственного воздействия на цены. Однако ряд других фактов свидетельствует о еще большем количестве нерешенных проблем. К ним относятся жесткая привязка методики ценообразования к издержкам, что не позволяет обеспечить реальное снижение затратоемкости, тяжелое финансовое положение предприятий, слабая обновляемость и реализуемость продукции, опережающие темпы роста цен по сравнению с ростом реальной заработной платы (темп ее роста составил за 2002 г. 107,2%), неработающая система скидок и превышение цен на многие виды отечественной продукции над импортными, избирательное отношение государства к регулированию цен отдельных субъектов хозяйствования (в данном случае речь не идет о предприятиях-монополистах) и др.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by