Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9825
EUR:
3.4865
RUB:
3.6918
BTC:
109,736.00 $
Золото:
319.72
Серебро:
3.64
Платина:
128.4
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ценообразование услуг и импортных вспомогательных материалов в стоматологической хирургии

В зависимости от вида медицинских услуг предельные тарифы на некоторые из них регулируются государством и ограничены определенными рамками.

Так, Переченем1 определены следующие виды платных медицинских услуг, на которые законодательством установлены предельно максимальные тарифы.

1. Стоматологические услуги (ортодонтические, ортопедические и зуботехнические).

2. Диагностические услуги (лабораторная, лучевая, ультразвуковая, функциональная и эндоскопическая диагностика).

3. Медицинское освидетельствование состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением.

Основным нормативным документом, определяющим правила расчета тарифов на платные медицинские услуги, является постановление № 142. Данным нормативным документом утверждена Инструкция № 143, определяющая порядок установления и применения тарифов на платные медицинские услуги по Перечню. Тарифы на медицинские услуги, которые не вошли в Перечень, формируются организациями и ИП самостоятельно, с учетом конъюнктуры рынка, без привязки к нормам постановления № 14. Поскольку хирургические услуги в области стоматологии не поименованы в Перечне, при формировании тарифов на них нормы постановления № 14 не применяются.

Стоимость лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее – медизделия), используемых при оказании платных медицинских услуг по Перечню, определяется исходя из розничных цен, сформированных в соответствии с Указом № 3664 (ч. 3 п. 10 Инструкции № 14).

При оказании хирургических услуг в области стоматологии используются всевозможные вспомогательные материалы. Так, если используемые материалы в соответствии с регистрационным удостоверением являются медизделиями, то, несмотря на то что порядок формирования тарифов на услуги, при оказании которых используются эти изделия, не регулируется постановлением № 14, цену на медизделие необходимо формировать с учетом Указа № 366. Если же используемые при оказании медицинских услуг материалы не являются медизделиями, цены на них формируются с учетом конъюнктуры рынка, т.е. без учета норм Указа № 366.

Так, подп. 1.2 п. 1 Указа № 366 определено, что цены на медизделия иностранного производства формируются юридическими лицами и ИП посредством сложения расчетной отпускной цены и взимаемой оптовой надбавки. Размер взимаемой оптовой надбавки не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из расчетной отпускной цены (далее – РОЦ) за единицу медизделия, пересчитанной в базовые величины, согласно приложению 2 Указа № 366, и не зависит от количества юридических лиц и ИП, участвующих в реализации этого товара. РОЦ формируется юрлицами и ИП посредством сложения контрактной цены, пересчитанной в белорусские рубли по официальному курсу Нацбанка, установленному на дату выпуска товара в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (если такой товар подлежит таможенному декларированию) или на дату поступления товара на склад покупателя, указанную в накладной (если такой товар не подлежит таможенному декларированию), таможенных платежей, НДС в соответствии с законодательством, транспортных расходов по доставке товара. При формировании розничных цен на такие изделия к цене, сформированной в соответствии с п. 1.2 Указа № 366, добавляется торговая надбавка, размер которой не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из РОЦ, пересчитанной в базовые величины, за единицу медизделия согласно приложению 2 Указа № 366 ( подп. 1.4 п. 1 Указа № 366). Таким образом, оптовый продавец-импортер фор­мирует от­пускную цену на медизделие, рассчитывая оптовую надбавку, а организация, использующая эти изделия при оказании медицинских услуг населению, формирует отпускную цену, рассчитывая торговую надбавку. Если реализация медизделия подлежит налогообложению НДС, то к отпускной цене, сформированной в соответствии с нормами Указа № 366, добавляем сумму НДС по ставке 20%. При этом необходимо учитывать следующее.

Согласно п. 1.1 ст. 118 НК5 освобождаются от НДС обороты по реализации на территории РБ лекарственных средств, медизделий по Перечню № 1186, при соблюдении одного из следующих условий:

– в отношении зарегистрированных лекарственных средств, медизделий – включение сведений о них соответственно в Государственный реестр лекарственных средств РБ или Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники РБ;

– в отношении незарегистрированных лекарственных средств, медизделий – наличие разрешения на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных лекарственных средств, медизделий, выдаваемого Минздравом в порядке, установленном законодательством.

Справочно: нормы, касающиеся государственной регистрации лекарственных средств и медизделий, определены Положением № 12697.

Обратите внимание! Перечнем № 118 определены лекарственные средства, медизделия, обороты по реализации которых на территории РБ освобождаются от обложения НДС. При этом в Примечании к этому нормативному документу определено, что отношении товаров, поименованных в Перечне № 118, необходимо руководствоваться кроме кода товара единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД) также наименованием товара.

На заметку: документом, подтверждающим код ТН ВЭД, является свидетельство о помещении товаров под соответствующий таможенный режим, статистическая декларация либо сертификаты (Письмо № 2-10/4378).

Вывод: чтобы обороты по реализации медизделий освобождались от обложения НДС, должны выполняться следующие условия:

1. Если медизделие зарегистрировано, то сведения о нем должны быть включены соответственно в Государственный реестр лекарственных средств РБ или Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники РБ. Если медизделие не зарегистрировано, то в наличии должно быть разрешение на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, выдаваемое Минздравом в порядке, установленном законодательством (подп. 1.1 п. 1 ст. 118 НК);

2. Коды ТН ВЭД и наименования этих медизделий должны быть поименованы в Перечне № 118.

Рассмотрим порядок формирования цены, описанный выше, на условном примере.

Пример. Медицинская организация оказывает платные медицинские услуги в области стоматологической хирургии. Данная организация приобрела у оптовой организации импортера 100 медизделий по цене 111,3 руб. за 1 шт. В ТТН импортером указана следующая информация: РОЦ – 105 руб., оптовая надбавка 6% – 6,30 руб. Медизделия используются при оказании населению платных услуг в области стоматологической хирургии. Рассчитаем максимально возможную розничную цену на 1 шт. медизделия.

Шаг 1. В соответствии с подпунктами 1.2 и 1.4 п. 1 Указа № 366 РОЦ импортера разделите на базовую величину (БВ), установленную законодательством на дату формирования цены.

105 руб. / 25,5 руб. = 4,12

Справочно: постановлением № 9569 с 01.01.2019 БВ установлена в размере 25,5 руб.

Шаг 2. В соответствии с подп. 1.4 п. 1 Указа № 366 при формировании розничных цен на медизделия к цене, в нашем случае к цене импортера, добавьте торговую надбавку, размер которой не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из РОЦ импортера, пересчитанной в БВ, за 1 шт. медизделия согласно приложению 2 к Указу № 366. Как видим, полученный результат 4,12 (см. Шаг 1) входит в диапазон цифр по п. 4 Приложения 2 к Указу № 366. Максимальная оптовая надбавка для 1 шт. медизделия может быть установлена не более 8% (продавец- импортер не превысил установленного предела оптовой надбавки), торговая – 17%.

Шаг 3. Рассчитайте торговую надбавку.

105 руб. х 17% = 17,85 руб.

Таким образом, устанавливаем торговую над­бавку на 1 шт. медизделия в размере 17,85 руб.

Шаг 4. Рассчитайте максимальную розничную цена на 1 шт. медизделия.

Розничная цена 1 шт. без НДС составит 129,15 руб. (111,30 руб.+ 17,85 руб.).

Шаг 5. Рассчитайте НДС.

129,15 руб. х 20% = 25,83 руб. – сумма НДС 1 шт. медизделия.

Шаг 6. Рассчитайте отпускную цену с НДС.

129,15 руб. + 25,83 руб. = 154,98 руб. – отпускная цена 1 шт. медизделия с НДС.

Таким образом, в результате произведенных расчетов мы получили максимальную розничную цену с НДС за 1 шт. медизделия – 154,98 руб.

Часто организации, применяющие УСН с НДС, задают вопрос: отличается ли у них порядок формирования цены на медизделия от организаций, которые находятся на общей системе налогообложения? Так, если организация применяла бы УСН с НДС и обороты по реализации того или иного медизделия не были бы освобождены от НДС, то к розничной цене, сформированной в соответствии с нормами Указа № 366, также добавилась бы сумма НДС, и на выходе покупателю медизделия была бы предъявлена к оплате такая же стоимость медизделия с НДС. Это следует из следующей нормы законодательства. При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по свободным отпускным ценам (с учетом акцизов для подакцизных товаров) или тарифам плательщик в цене (тарифе) товаров (работ, услуг), имущественных прав обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 130 НК). Что касается включения в цену медизделия налога при УСН, то нормами НК это не предусмотрено. Уплачиваемый в рамках применения УСН налог при УСН не увеличивает рассчитанную розничную цену медизделия. Этот налог исчисляется от рассчитанной на медизделие цены и уплачивается в бюджет фактически за счет примененной торговой надбавки (п. 1 ст. 328 НК). Таким образом, и для организации, находящейся на общей системе налогообложения, и для организаций, применяющих УСН с НДС, порядок формирования цен на медизделия импортного происхождения одинаковый.


1Постановление Совмина от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами» (далее – Перечень).

2Постановление Минздрава от 03.02.2015 № 14 «О некоторых вопросах регулирования тарифов на платные медицинские услуги» (далее – постановление № 14).

3Инструкция о порядке установления и применения тарифов на платные медицинские услуги, утв. постановлением Минздрава от 03.02.2015 № 14 ( далее – Инструкция № 14).

4Указ Президента от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» (далее – Указ № 366).

5Налоговый кодекс (НК).

6Перечень товаров медицинского назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения НДС, утв. Указом Президента от 06.03.2005 № 118 (далее – Перечень № 118).

7Положение о государственной регистрации (перерегистрации) изделий медицинского назначения и медицинской техники, утв. постановлением Совмина от 02.09.2008 № 1269.

8Письмо Инспекции МНС по г. Минску от 29.03.2010 № 2-10/437 «О направлении памяток».

9Постановление Совмина от 27.12.2018 № 956 «Об установлении размера базовой величины».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by