Целевое назначение земель и налог
Организация планирует возвести животноводческий комплекс на пахотных землях района. Для выделения земель под строительство организация обратилась в райисполком за соответствующим разрешением, однако райисполкомом было предложено выделить землю для использования в сельскохозяйственных целях.
Какая ставка земельного налога будет применена, если земля будет выделена:
– под строительство объекта;
– как земля сельхозназначения, но на ней будет осуществляться строительство объекта?
Если согласно решению исполкома земельный участок выделен под строительство, ставка налога определяется согласно п. 2 ст. 196 НК. Если земельный участок будет выделен райисполкомом как земля сельхозназначения, а будет использоваться организацией в других целях, ставка определяется по фактическому использованию земель и увеличится в 10 раз.
Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельхозназначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли):
– при наличии кадастровой оценки устанавливаются согласно приложению 2 к Указу от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее – Указ № 29);
– при отсутствии кадастровой стоимости – согласно приложению 3 к Указу № 29.
В соответствии с п. 2 ст. 196 Налогового кодекса (далее – НК) ставка земельного налога на земельные участки, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями) и другими объектами, устанавливается в размере 0,84 BYN за гектар.
На земельные участки, входящие в состав земель сельхозназначения, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10 (п. 4 ст. 196 НК).
Следовательно, если земельный участок будет выделен райисполкомом как земля сельхозназначения, а будет использоваться организацией в других целях, ставка определяется по фактическому использованию земель (строительство) и увеличивается в 10 раз.
Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется на основании соответствующего решения, принятого госорганом, осуществляющим государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с его компетенцией, в порядке, установленном Совмином (ч. 5 ст. 10 Кодекса о земле (далее – Кодекс)).
Облисполкомы в области использования и охраны земель принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков из сельскохозяйственных земель сельхозназначения для целей, не связанных с назначением этих земель, а также осуществляют перевод таких земель в иные категории в случаях, установленных ч. 2 ст. 38 Кодекса, если иное не установлено Президентом (абз. 4 ч. 1 ст. 27 Кодекса).
Для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, предоставляются земельные участки из земель, не относящихся к сельскохозяйственным землям сельхозназначения, или менее продуктивные сельскохозяйственные земли, а также нарушенные земли.
Изъятие и предоставление земельных участков из сельскохозяйственных земель сельхозназначения для целей, не связанных с назначением этих земель, а также перевод таких земель в иные категории производятся областными и Минским городским исполкомами, администрациями СЭЗ (если это право делегировано им областными и Минским городским исполкомами) и допускаются, если иное не установлено Президентом:
– для размещения объектов недвижимого имущества в случаях, когда такое размещение предусмотрено решениями Президента, Совмина, программами, утвержденными Президентом или Совмином, градостроительными проектами, генеральными планами городов, иных населенных пунктов и (или) градостроительными проектами детального планирования, схемами проектов планировки районов индивидуального жилищного строительства с формированием первичной инженерно-транспортной инфраструктуры – в населенных пунктах, схемами землеустройства районов, проектами внутрихозяйственного землеустройства с учетом государственной схемы комплексной территориальной организации РБ, схем комплексной территориальной организации областей – вне населенных пунктов;
– для размещения объектов недвижимого имущества в исключительных случаях, не предусмотренных абз. 2 ст. 38 Кодекса, когда отсутствует возможность размещения таких объектов на земельных участках из иных категорий и видов земель;
– для добычи общераспространенных полезных ископаемых, в т.ч. торфа, а также для использования геотермальных ресурсов недр и сушки лигнина;
– в иных случаях, предусмотренных законами или решениями Президента.
Следовательно, если согласно решению райисполкома земля сельхозназначения будет выделена под строительство, т.е. будет изменено целевое назначение использования участка, земельный налог будет уплачиваться в соответствии с новым назначением (для строительства).