Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Итоги
12.07.2024 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №51(2745) от 12.07.2024
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бюджет на 2023 год исполнен с профицитом в 1,5 млрд рублей

Фото: freepik.com

Утвержден отчет об исполнении республиканского бюджета за 2023 год. Закон от 04.07.2024 № 21-З опубликован 9 июля на Национальном правовом интернет-портале. Как следует из представленных данных, несмотря на сложные условия и связанную с ними высокую неопределенность, белорусскому правительству удалось обеспечить сверхплановое поступление доходов, а расходную часть – оптимизировать, что позволило получить профицит в размере 1,5 млрд руб.

Доходы получены с запасом, несмотря на меньший объем поступлений от России

В соответствии с утвержденным планом доходов и расходов первоначально планировалось получить 33,4 млрд руб., в т.ч. 22,4 млрд руб. – за счет налоговых поступлений. Впоследствии указанные цифры были увеличены до 39,4 млрд руб. (+18%) и 28 млрд руб. (+23,3%) соответственно. Несмотря на существенную корректировку первоначальных статей новый план по наполнению бюджета удалось перевыполнить: фактическое исполнение доходной части бюджета составило 39,59 млрд руб., в т.ч. 28,1 млрд руб. – в части налоговых поступлений.

Основное превышение пришлось на налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (+116 млн руб.), доходы от использования имущества, находящегося в госсобственности (+81 млн руб.). А вот по статье текущие безвозмездные поступления от иностранных государств, которые фактически помогла свести доходы с расходами, образовался недобор – ожидалось поступление 5,43 млрд руб., в итоге сумма была скорректирована до 4,52 млрд руб. Фактически же в бюджет по данной статье поступило 4,48 млрд руб.

Таким образом, если изначально Беларусь планировала сформировать бюджет с учетом поступлений от Российской Федерации в размере 5,43 млрд руб., то фактически эта сумма оказалась на 1 млрд руб. меньше, чем планировалось изначально, что, впрочем, не отразилось на показателях исполнения главного финансового документа. При этом не исключено, что уточнения бюджета, которые происходили в течение года, были обусловлены корректировкой ожидаемых межбюджетных трансферт со стороны РФ: понимая, что поступления будут меньше, чем планировалось изначально, правительство могло изыскивать дополнительные поступления внутри страны, чтобы сохранить сбалансированность финансового плана страны.

Расходы бюджета – с упором на экономику

Анализ расходных статей показывает, что меры по оптимизации бюджетных платежей позволили правительству сократить планируемые расходы с 38,69 млрд руб. (с учетом корректировки) до 38,03 млрд руб., сэкономив, таким образом, 660 млн руб.

Среди статей, которые были подвергнуты значительным корректировкам, отметим национальную экономику. Первоначально планировалось направить на эти цели 4,66 млрд руб. После внесения уточнений данная сумма выросла до 7,21 млрд руб. (+2,55 млрд руб.), прежде всего из-за увеличения расходов на сельское хозяйство на 1,37 млрд руб. и на дорожное хозяйство на 0,68 млрд руб. Фактически же получилось потратить меньше – 7,06 млрд руб., т.е. сэкономив 150 млн руб.

Другие позиции, по которым удалось потратить меньше, чем ожидалось, – общегосударственная деятельность (-300 млн руб.). Расходы на общегосударственную деятельность могли бы быть еще меньше, если бы не корректировка межбюджетных трансферт бюджетам иных уровней – эти статьи пришлось увеличить на 727 млн руб. сверх плана.

Зато перечисления в бюджет ФСЗН получилось пересмотреть в сторону уменьшения – с 1934 млн руб. до 1510 млн руб., что позволило частично компенсировать перераспределение средств по данной статье бюджетных расходов. Также почти 730 млн руб. получилось выиграть за счет сокращения расходов на обслуживание государственного долга.

Любопытно, что такие традиционные социальные статьи расходной части бюджета, как здравоохранение, образование, социальная защита стали, по сути, донором (в незначительном объеме) для корректировки бюджета, поскольку после корректировки бюджетные средства, выделяемые по данным направлениям, сократились. Так, на здравоохранение первоначально планировалось направить 2,10 млрд руб., после корректировки – 2 млрд руб., фактически расходовано 1,98 млрд руб., на образование – 1,64 млрд / 1,59 млрд / 1,56 млрд, на социальную политику – 2,69 млрд / 2,55 млрд / 2,52 млрд руб. соответственно.

В целом же работа, проделанная правительством по исполнению бюджета, позволила не только обеспечить финансирование ключевых направлений деятельности государства и государственной социальной политики, но и добиться некоторой экономии средств бюджета.

***

Исполнение бюджета в 2023 г. оказалось нетривиальной, но все же посильной для правительства задачей. Своевременно принятые меры, договоренности с РФ, а также произведенные корректировки позволили обеспечить ровное исполнение финансового плана, оптимизировать расходы и поддержать финансированием ключевые направления экономики при сохранении социальной направленности бюджета.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений