Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Бюджет
14.12.2021 12 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №96 (2493) от 14.12.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бюджет на 2022 год: в приоритете социальная защита и поддержка экономики

Фото: freepik

10 декабря состоялась встреча депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики с премьер-министром Романом Головченко и членами правительства. Центральной темой встречи стало обсуждение пакета бюджетных законопроектов, а также внесение изменений в Налоговый кодекс. Деталей пока немного, однако основные приоритеты государственной бюджетной политики были озвучены.

Не время для оптимизма

Прежде всего отметим, что при формировании государственного бюджета учитывались те риски и вызовы, с которыми белорусская экономика может столкнуться в следующем году. Как отметил Роман Головченко, «проект бюджета сформирован при более осторожных оценках экономического роста, учитывающих максимальное влияние всех возможных рисков». Так, при прогнозируемом темпе роста ВВП на следующий год в 2,9% (в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития) в бюджет заложена гораздо более скромная оценка экономического роста – 0,7%. По мнению премьер-министра, такой осторожный подход позволяет взвешенно запланировать расходы бюджетов всех уровней, чтобы избежать ситуативного и внезапного перекраивания сформированных планов бюджетными организациями.

К сожалению, другие параметры, учитываемые при разработке бюджета, такие как курс российского и белорусского рубля к доллару США, цены на нефть, ставка рефинансирования, объем поставок нефти в РБ для последующей переработки, остались неизвестными. Председатель постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Людмила Нижевич лишь частично приподняла завесу тайны, рассказав журналистам, что бюджетная политика на 2022 год формировалась с учетом высокой неопределенности, связанной с продолжающейся в стране пандемией, а также того внешнего давления, которое оказывается на Беларусь. Парламентарий пояснила, что при формировании доходной части бюджета произведена оценка выпадающих доходов, учтены недопоступления в бюджет средств от налогового маневра, который продолжается и в текущем году. Принято во внимание также сокращение поступления доходов в связи со снижением импорта нефти, изменением структуры переработки нефтепродуктов, а также снижением экспорта калийных удобрений.

Вместе с тем правительство не исключает, что бюджет придется уточнять по мере его исполнения. Как отметил министр финансов Юрий Селиверстов, в условиях усиливающегося санкционного давления полноценно спрогнозировать все возможные риски невозможно.

Таким образом, при формировании проекта бюджета на 2022 год за основу принят инерционный сценарий условий развития экономики, который применен для нивелирования рисков при формировании бюджета. В представленном законопроекте нашли отражение и те риски, которые создают для белорусской экономики санкции, введенные в отношении нашей страны рядом западных стран. И это неудивительно, поскольку в 2022 г. правительство делает ставку на экспорт, существенную часть которого составляют поставки подсанкционных сырьевых товаров.

Ожидаемый дефицит бюджета – 2,8 млрд руб.

Доходы консолидированного бюджета на 2022 год оцениваются в сумме 47,2 млрд руб. (+5,7% к текущему году), республиканского бюджета – 27,8 млрд руб. (+6%). В номинальном выражении прирост доходов консолидированного бюджета составит 2,5 млрд руб., республиканского – 1,6 млрд руб.

Расходы консолидированного бюджета запланированы в размере 50,4 млрд руб. (+7%) к оценке текущего года, республиканского – 30,7 млрд руб. (+4,4%). Дефицит республиканского бюджета в 2022 г. составит 2,8 млрд руб., или 1,5% к ВВП, которые будут профинансированы за счет остатков средств, накопленных за прошлые годы. Как отметил Юрий Селиверстов, «в предыдущие годы мы жили с профицитом, сформировали подушку безопасности, которая будет в случае необходимости использована». По его словам, все расходы, кроме социальных выплат, в проекте бюджета на следующий год пока планово ограничены, и только когда появятся дополнительные источники доходов, такие отложенные расходы будут профинансированы.

Социальная направленность – на первом месте

Приоритетным направлением бюджетной политики в 2022 г. останется социальная защищенность населения. Расходы на нее в структуре консолидированного бюджета составят 45%. Будет продолжена реализация мероприятий, направленных на поддержку семей, воспитывающих детей, многодетных семей, малообеспеченных граждан. Как сообщил Юрий Селиверстов, за все время существования программы «семейный капитал» (с 2015 г.) гражданам открыты свыше 107 тыс. депозитных счетов. В 2022 г. еще 14 900 семей получат в свое распоряжение средства семейного капитала. Расходы государства на эти цели в следующем году составят 380 млн руб. (+11,2% к оценке 2021 г.).

Продолжится также поддержка строительства жилья для нуждающихся граждан, развития инфраструктуры. Как и в прошлые годы, бюджетная поддержка в жилищном строительстве будет направлена на обеспечение социальных гарантий для малообеспеченных граждан, в первую очередь для многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для реализации механизма поддержки жилищного строительства, в т.ч. с господдержкой, в республиканском бюджете предусмотрено 1,3 млрд руб., из которых 464 млн будет передано в виде целевых субвенций местным бюджетам на строительство инженерных сетей.

Определены мероприятия и меры по повышению заработной платы бюджетникам. В частности, планируется рост базовой ставки до 210 руб., выплата единовременного пособия в размере одного должностного оклада, а также ряд доплат и стимулирующих выплат. Будет сохранен механизм надбавок для медицинских работников, работающих в условиях COVID-19. Всего же на оплату труда работников бюджетной сферы предусмотрено направить 12,6 млрд руб., что на 1,7 млрд больше оценки 2021 г., и это без учета ковидных надбавок. В целом расходы на оплату труда возрастут на 8% к оценке 2021 г., а их доля в расходах консолидированного бюджета составит 38%.

Сохранится ведущая роль государства в финансировании здравоохранения. Как следует из доклада Юрия Селиверстова, госбюджет оплачивает около 70% медицинских расходов, ежегодно направляя на эти цели более 4% ВВП, или 15–17% расходов бюджета. В консолидированном бюджете на здравоохранение предусмотрено 8,4 млрд руб., из которых 1,9 млрд – на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в т.ч. порядка 240 млн на закупку вакцины Спутник-V, производство которой будет организовано на РУП «Белмедпрепараты». Это без учета выплат надбавок медработникам за работу в условиях, связанных с инфекцией COVID-19. По сравнению с доковидным периодом (2019 год) расходы на здравоохранение в 2022 г. увеличатся на 52%, или на 2,9 млрд руб.

Еще одним важным направлением расходов, особенно в условиях сложившейся эпидемиологической обстановки, является санаторно-курортное лечение и оздоровление белорусских граждан и детей. На эти цели в республиканском бюджете на будущий год предусмотрено 172,7 млн руб.

На финансирование образования из консолидированного бюджета направят порядка 4,7% ВВП, или около 8 млрд руб. Расходы на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности запланированы в размере 428,5 млн руб., что на 18% больше средств, заложенных в бюджет в 2021 г.

Расходы на поддержку экономики

С учетом санкционного давления не могут быть сокращены расходы на поддержку реального сектора экономики. Общий объем средств республиканского бюджета в 2022 г. на оказание господдержки реальному сектору экономики составит 1,1 млрд руб., или 114,3% к уровню текущего года.

На поддержку экспорта будет выделено порядка 245 млн руб. Для удешевления кредитных ресурсов, выданных на поддержку экономики в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации, в рамках Указа от 08.09.2020 № 339 запланировано 94,5 млн руб.

Затраты бюджета на АПК (без учета субвенций местным бюджетам) предусмотрены в размере 742,5 млн руб. Основная сумма пойдет на развитие сельскохозяйственного производства и переработки произведенной продукции.

Расходы республиканского дорожного фонда определены в объеме 770,6 млн руб, в т.ч. за счет: доходных источников фонда – 581 млн руб. и средств республиканского бюджета – 189 млн руб. Учитывая, что в полном объеме эффект от введения транспортного налога будет достигнут только в 2023 г., основным доходным источником фонда в 2022 г. будет плата за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам РБ.

Расходы на финансирование Государственной инвестиционной программы запланированы в объеме 531,8 млн руб., что соответствует ожидаемому размеру текущего года. Средства будут концентрироваться на объектах с высокой степенью готовности для их максимального завершения.

Часть расходов (900 млн руб.) аккумулируется в дополнительном резервном президентском фонде, который фактически приобретает функции оперативного резерва для решения горящих вопросов в течение года. По сравнению с прошлым годом выделяемое финансирование в этот фонд выросло в 2,3 раза.

В выполнении обязательств по госдолгу поможет рефинансирование

Обсуждался на встрече и вопрос погашения государственного долга. В следующем году выплаты по госдолгу составят порядка 10 млрд руб., что на 2 млрд руб. больше, чем в прошлом году. Часть выплат планируется рефинансировать за счет привлечения новых заимствований. Как отметил Юрий Селиверстов, «планируем работу по рефинансированию части долгов с нашими коллегами из России. Работаем с Евразийским фондом стабилизации и развития». Сколько заложено в бюджет для этих целей, пока неизвестно. Министр финансов ограничился только упоминанием «валютных остатков», которые могут быть использованы на эти цели. Такая расплывчатая формулировка не позволяет в полной мере оценить, какую часть долга планируется профинансировать за счет новых заимствований, а какую – погасить за счет средств бюджета.

***

На первый взгляд, в бюджете 2022 г. нет принципиальных отличий от политики в данной сфере прошлых лет, кроме выделения существенного объема средств в президентский фонд, который все больше приобретает роль оперативного резерва. Чувствуется, что бюджет сверстан с максимальным ограничением расходов по ряду направлений, чтобы свести прогнозируемый дефицит к минимуму.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений