Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бюджет-2022: самые актуальные вопросы

Фото: pixabay
Закон «О республиканском бюджете на 2022 год», проект которого принят обеими палатами Национального собрания, должен вступить в силу с 1 января 2022 г. При его обсуждении в постоянных комиссиях Палаты представителей и на сессии руководству Министерства финансов пришлось отвечать на вопросы депутатов по поводу наполнения госказны и планируемого расходования ее средств. Остановимся на некоторых вопросах, которые оказались в центре внимания в Овальном зале.

Поддержка реального сектора экономики

Всего из республиканского бюджета на эти цели планируют выделить 1,1 млрд руб., или 114,3% к уровню текущего года.

Расходы на оказание господдержки организациям реального сектора экономики, в т.ч. отдельным субъектам хозяйствования в рамках решений, принятых Президентом и Правительством, составят 475,5 млн руб., или 101,7% к ожидаемому уровню текущего года. Эти средства пойдут на возмещение (компенсацию) части процентов по банковским кредитам, возврат части расходов на приобретение технологического оборудования и запасных частей в рамках Указа от 23.03.2016 № 106, а также на предоставление иных субсидий в соответствии с принятыми решениями.

На поддержку экспорта запланировано порядка 245 млн руб. Сюда включены средства на компенсацию потерь Банку развития от предоставления экспортных кредитов банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям РБ от осуществления финансирования под уступку денежного требования (факторинга) при реализации экспортных контрактов в соответствии с Указом от 25.08.2006 № 534. А также на возмещение убытков банкам – нерезидентам РБ по кредитам, предоставленным для приобретения в зарубежных странах товаров белорусского производства, и части лизинговых платежей лизинговым компаниям – нерезидентам РБ по договорам лизинга, предметом которых являются произведенные у нас товары (в рамках Указа от 24.09.2009 № 466).

Кроме того, планируется возместить часть расходов на участие в международных специализированных выставках за рубежом и проведение оценки соответствия продукции в иностранных государствах.

Напомним, также зарезервированы средства в рамках Указа от 08.09.2020 № 339 (поддержка экономики в условиях COVID-19).

Дорожный фонд

При обсуждении бюджета на следующий год вопросы формирования и расходов республиканского дорожного фонда традиционно вызывают повышенный интерес.

Расходы в 2022 г. планируются в размере 770,6 млн руб., в т.ч. за счет доходов республиканского дорожного фонда – свыше 581 млн руб., средств республиканского бюджета – 189,4 млн руб.

Основным доходным источником фонда станет поступление платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам – 353,3 млн руб. Также с 01.01.2022 в доходную часть дорожного фонда будет направляться транспортный налог с юридических и физических лиц.

Такие поступления в 2022 г. оцениваются в сумме примерно 164 млн руб., в т.ч. с юридических лиц – 78 млн руб., с физических – 86 млн.

Средства республиканского дорожного фонда в 2022 г. в сумме 620 млн руб. направят на финансирование расходов республиканского дорожного хозяйства по следующим направлениям:

– расходы на погашение банковских кредитов и выплату процентов по ним;

– содержание, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и текущий ремонт республиканских автомобильных дорог;

– иные расходы (оплата услуг по взиманию платы за проезд тяжеловесных средств, типовое проектирование, финансирование ГУ «Белавтострада»).

Из этой же суммы выделят 150,7 млн руб. облисполкомам и Мингорисполкому – на мероприятия по местному дорожному хозяйству и улично-дорожной сети населенных пунктов.

Разработчики проекта бюджета-2022 предлагают, несмотря на непростые условия работы экономики в условиях пандемии COVID-19 и усиливающегося санкционного давления, сохранить на уровне 2021 г. объемы средств республиканского дорожного фонда, выделяемые на ремонт местных дорог и транзитных улиц. Причем эти деньги будут направляться в регионы на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт объектов по перечням, утвержденным решениями областных и Минского городского исполнительных комитетов – по согласованию с Минтрансом и Минфином.

Иностранные плательщики НДС

Согласно принятым поправкам в НК с 01.07.2022 вводится обязанность по исчислению и уплате НДС иностранными организациями и иностранными предпринимателями при электронной дистанционной продаже товаров. Министр финансов Юрий Селиверстов, отвечая на вопросы депутатов, объяснил, почему данное новшество вводится не с января 2022 г., а спустя шесть месяцев.

По его словам, после принятия закона «О внесении изменений в некоторые законы» (по вопросам налогообложения) и вступления его в силу необходимо довести до организаций, которые осуществляют дистанционную продажу товаров, информацию о новациях. Эти субъекты хозяйствования должны стать на учет в налоговых органах, для чего им понадобится определенное время. Поскольку закон принимается в декабре (добавим: подписан и опубликован он может быть вообще чуть ли не в последний день уходящего года), то для адаптации к новым нормам плательщикам дается полгода.

Кроме того, и нашим госорганам «надо еще подумать, как эту информацию от них принимать», ведь дистанционная торговля осуществляется круглосуточно.

Расходы на образование

На образование из консолидированного бюджета выделяется 8,6 млрд руб., т.е. 4,7% ВВП.

Расходы республиканского бюджета на развитие этой отрасли составят 1,5 млрд руб. и будут направлены на обеспечение заказа отраслей экономики и социальной сферы на подготовку специалистов с высшим образованием (1 млрд руб.), финансирование учреждений профессионально-технического и среднего специального образования (123 млн руб.), на развитие общего базового и среднего образования (73,2 млн руб.), а также на реализацию образовательных программ дополнительного образования взрослых (75,8 млн руб.).

Обслуживание госдолга

В бюджет-2022 на обслуживание госдолга предусмотрено 3,5 млрд руб., что на 691,3 млн руб. больше, чем ожидается в текущем году. При этом обслуживание государственного долга, номинированного в иностранной валюте, составит 1,2 млрд USD (или 97,8% в общей сумме расходов на обслуживание госдолга).

Платежи по обслуживанию внешних заимствований вырастут по сравнению с 2021 г. на 141,3 млн USD (до 1 млрд USD), что потребует расходов бюджета в размере почти 2,8 млрд руб.

Средства будут направляться в т.ч. на обслуживание кредитов Международного банка реконструкции и развития, Северного инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Евразийского фонда стабилизации и развития, Фонда международного развития ОПЕК, правительства и банков РФ, США, банков Китая, а также государственных облигаций, размещенных на внешних финансовых рынках.

Расходы на обслуживание внутреннего госдолга в 2022 г. увеличатся на 154,3 млн руб. и составят 660,9 млн руб.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by