Бухгалтер против директора: как это бывает и предотвращается
Аудиторские компании чаще, чем кто бы то ни было, сталкиваются с острыми и конфликтными ситуациями в отношениях руководителя предприятия и главбуха. В блоге ООО «БелАудитАльянс» недавно была опубликована подборка таких непростых случаев.
Типичная проблемная ситуация начинается так: директор дает объявление в газете или на сайте по трудоустройству, собирает информацию, проводит беседу и принимает на работу главного бухгалтера. Очень часто принятым оказывается первый или второй кандидат, согласившийся на работу.
Уровень квалификации при приеме проверяют очень редко. Максимум – смотрят трудовую книжку. Главный фактор при приеме на работу – нравится или не нравится человек.
В работу бухгалтерии директор может долгое время не вникать: главбух сдает отчеты, платит налоги – и это все.
Что важно, ответственность главного бухгалтера при приеме на работу также почти никогда не оговаривается. А кто будет возмещать финансовые потери за ошибки главного бухгалтера? Пока проблемы нет, этот вопрос кажется пустой абстракцией.
Когда начинаются проблемы
- Бухгалтер считает налоги, их сумма не совпадает (сильно отличается) от данных управленческого учета.
- Не отвечает на вопросы директора по законодательству.
- Не выходит на работу и не отвечает на звонки, особенно в дни после зарплаты.
- Требует повышения зарплаты без видимого увеличения объема работа, шантажируя, что уволится.
- Не выполняет поручения руководителя.
- При смене главного бухгалтера отказывается передавать дела по акту приема-передачи.
- Налоговая проверка приводит к большим суммам доначислений по налогам.
- Конфликты и раздрай в коллективе из-за поведения.
Какие ситуации бывают при расставании с главбухом
- Главный бухгалтер поставил себе печать в трудовую книжку (ведь зачастую трудовые хранятся именно у главбуха, так было и здесь), подпись за директора, на карточку зачислил окончательный расчет по зарплате и молча ушел, бросив все как есть. И это не худший вариант: бывали случаи, когда такой сотрудник забирал с собой базу 1С или удалял все наработанные файлы.
- При ведении учета на дому не вернул базу с данными бухгалтерского учета, требуя отдельно заплатить за нее определенную сумму.
- Отказался передавать документы по акту и подписывать их.
- Отказался исправлять ошибки, восстанавливать учет по результатам неверного ведения или неведения учета.
Последствия работы некомпетентного главного бухгалтера
- Штрафы и пени, доначисление налогов.
- Восстановление бухучета.
- Убытки от неграмотного ведения учета и исчисления налогов.
- Нервы, утраченное доверие в расчет не берется? А надо.
- Под вопросом остается степень ответственности главного бухгалтера за то, что он делает. Просто наличие диплома, опыта работы, как правило, ничего не говорит о его квалификации. Тем более что в практике уже были случаи, когда диплом о высшем образовании оказывался поддельным.
Как такое предотвратить?
Самый очевидный вариант – регулярный аудит.
Для получения реальной картины:
- аудитор должен быть доверенным лицом собственников предприятия, в каких-то случаях – директора, а не выбранным исключительно главбухом;
- аудитор должен иметь опыт работы с вашей отраслью – нельзя проверять стройку или производство, имея опыт работы только в розничной торговле;
- аудитор – это не чужой главный бухгалтер, который сидит у друга в офисе и у которого есть аттестат аудитора. Это специалист, который ежедневно в течение года, проводит проверки организаций.
Аудит должен проводиться ежегодно, желательно поэтапно (за 9 месяцев и потом за год в целом, есть варианты 6 месяцев + 6 месяцев или 11 месяцев + 1 месяц), чтобы была возможность исправить ошибки.