Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Резонанс
10.12.2013 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БРЕМЯ СТАБИЛЬНОСТИ©

Уровень налоговой нагрузки существенно не влияет на инвестиционную привлекательность конкретной страны. К такому выводу пришли специалисты международной аудиторской компании Deloitte, опросив 940 руководителей компаний из 30 европейских стран. Белорусов среди них не оказалось, но выявленные тенденции и выводы исследования вполне актуальны и для нас.

 

и нагрузка неясности

Уровень налоговой нагрузки существенно не влияет на инвестиционную привлекательность конкретной страны. К такому выводу пришли специалисты международной аудиторской компании Deloitte, опросив 940 руководителей компаний из 30 европейских стран. Белорусов среди них не оказалось, но выявленные тенденции и выводы исследования вполне актуальны и для нас.

Топ-менеджеры, участвовавшие в опросе «Налоговые системы в европейских странах: преимущества стабильности» (European Tax Survey. The benefits of stability), проведенном Deloitte, признали сложным налоговое законодательство большинства европейских стран, в том числе тех, которые существенно опережают Беларусь по показателю «Налогообложение» в рейтинге Doing Business.

Но самый интересный результат — в другом. Вопреки общепринятому мнению, опрос показал, что роль налоговой нагрузки в инвестиционной привлекательности не столь уж высока. Гораздо большее значение имеет определенность и предсказуемость правил налогообложения, их толкования и применения — то, чего зачастую не хватает отечественному налоговому законодательству. Те, кто отвечает за фискальную стратегию в европейских компаниях, как и их белорусские коллеги, больше всего недовольны частыми изменениями налогового законодательства, его усложнением, а также противоречиями в толковании. Опрос показал, что бизнесмены и инвесторы не заинтересованы в налоговой экономии. Фактически они готовы работать в любых условиях, устанавливаемых государством, если только последние понятны и предсказуемы, говорится в исследовании.

Легко представить, что подумали бы участники опроса о Беларуси, где субъекты предпринимательской деятельности за 3 недели до Нового года еще точно не знают, какие новшества их ожидают в 2014 г., а принимать управленческие решения, заключать договоры с партнерами на будущий год надо уже сегодня, а то и вчера. К сожалению, особого прогресса здесь не наблюдается. В Директиве Президента от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» обещалось при принятии нормативных правовых актов (подготовке проектов), закрепляющих и (или) изменяющих условия ведения бизнеса, дату вступления в силу устанавливать исходя из разумных сроков, необходимых субъектам предпринимательской деятельности для подготовки к работе в соответствии с требованиями, устанавливаемыми этими НПА, но, как правило, не ранее чем через 3 месяца со дня их официального опубликования, а также исключить придание таким нормативным правовым актам обратной силы, за исключением актов, смягчающих или отменяющих ответственность за правонарушения или другим образом улучшающих условия деятельности. Но реализовать эти благие намерения никак не получается. К примеру, изменения в Налоговый кодекс на 2012 г. были приняты к самому Новому году — 30.12.2011 г. Прошлой осенью почти удалось уложиться в срок — 26 октября. Теперь же до 1 января остается всего 3 недели, а закон об изменениях в НК еще не принят. Значит, бухгалтерам и менеджерам опять придется изучать под новогодней елкой мелкие и глобальные изменения, занимающие десятки страниц текста, вносить коррективы в бухгалтерские программы, планы предприятий и договоры — только в январе, а разбираться с неясностями и противоречиями — до следующей осени. Конечно, можно утешиться тем, что, по данным Deloitte, понятность и предсказуемость налогового законодательства в последние годы «значительно пострадала везде», но вряд ли от этого легче белорусским бизнесменам и зарубежным инвесторам.

В ходе опроса получен еще один, по сути, тривиальный вывод о том, что фискальные службы сейчас повсюду хотят увеличить налоговые поступления, а уровень налогового контроля, по данным Deloitte, повышается, особенно в странах Западной Европы. Это же, вероятно, в полной мере относится и к Беларуси.

Наиболее привлекательные, по мнению респондентов, Великобритания и Нидерланды проделали многолетнюю работу по целенаправленному изменению налогового режима. Впрочем, это можно сказать и о Беларуси: в течение ряда лет у нас совершенствуется система налогообложения, ряд платежей отменен. Но по уровню понятности и предсказуемости законодательства успехи весьма скромные, а уж по толкованиям Налогового кодекса порой и вовсе плачевные. Например, Указ Президента № 455, разъясняющий особенности применения некоторых изменений в НК на текущий год, вышел только 10 октября, причем ряд его норм, в т.ч. приводящих к доплате налогов, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г. Кстати, сокращение числа налогов тоже может оказаться временным успехом — теперь власти активно обсуждают введение новых сборов, вроде транспортного налога, дополнительного налога на прибыль, налога «на тунеядцев». Нет определенности со ставками некоторых налогов, которые обещают то понизить, то повысить, то не менять. На этом фоне исключение — акцизы, которые повышаются с завидной регулярностью. Поэтому главная проблема индекса Doing Business не в том, что он недостаточно лояльно оценивает достижения отечественной налоговой системы, а в том, что он вообще не оценивает качество институциональной среды, а представляет собой лишь мониторинг качества административных процессов.

Из 7 «крупнейших европейских экономик» в ходе опроса Россия была признана наиболее сложной по системе налогообложения. «Надо возвращаться к успешному опыту 2006–2008 гг. и договариваться о понятных правилах игры с законодателем и правоприменителем. Только тогда ситуация с притоком капитала изменится», — считают специалисты Deloitte. Также по результатам опроса выявлена трансформация налоговой функции из чисто экспертной в функцию управления бизнесом, что свидетельствует о повышении роли правильной налоговой политики. Поэтому главы налоговых компаний наряду со специальными знаниями сейчас должны хорошо понимать бизнес, быть тесно интегрированными с ним, быть в курсе всех его изменений и планов. В этой связи от глав налоговых подразделений требуются высокие предпринимательские и коммуникационные навыки. Для оценки эффективности налогового подразделения были определены следующие критерии: отсутствие неприятных сюрпризов для бизнеса и нарушений законодательства; безупречная корпоративная репутация; достоверность отражения налоговых обязательств в отчетности. А вот снижение эффективной налоговой ставки, согласно результатам опроса, сегодня не является приоритетом.

Статистические показатели работы налоговых функций бизнеса не вполне соответствуют их изменившейся роли, полагают специалисты Deloitte. Так, 39% этих подразделений подчинены финансовым службам (CFO); 26% — непосредственно руководству (CEO); 6% — совету директоров (General Board). При этом в 58% случаев налоговая стратегия утверждается советом директоров. Интересно, что 55% налоговых подразделений являются глобальными или мультирегиональными, но при этом насчитывают менее 3 человек, и только 6,5% налоговых подразделений насчитывают более 20 человек.

Александра АРТЕМОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений