Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №61(2755) от 16.08.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1493
EUR:
3.4684
RUB:
3.5319
BTC:
59,260.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Больше договоров, чем за весь 2023 год: что происходит на рынке франчайзинга

Фото: freepik.com

Текущий год складывается для рынка франчайзинга Бела­ру­­­си неплохо. Число зарегистрированных договоров за 5 месяцев выросло более чем в 3 раза, а национальные франшизы продолжают наращивать свою долю. Чем объ­ясняется такой рост, как белорусский рынок франчайзинга взаимодействует с другими странами, а также что делать предпринимателю, который ошибся с выбором бизнеса «под ключ», – на эти и другие вопросы в интервью «ЭГ» ответила председатель Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» Ольга ЛЕОНТЬЕВА.

Рынок растет

Ольга Леонтьева.jpg
           Ольга Леонтьева

– Давайте начнем с общей характеристики рынка франчайзинга в Беларуси. В прошлом году этот рынок развивался без резких провалов и подъемов. Продолжаем ли мы двигаться так же ровно?

– В 2024 г. мы наблюдаем продолжение тренда плавного роста в запросах на покупку франшиз, количестве новых белорусских франшиз. А вот число зарегистрированных договоров франчайзинга выросло очень существенно. В основном этот рост обусловлен активным открытием небольших кофе-поинтов, магазинов, кафе, не требующих крупных инвестиций и долгой подготовки к началу деятельности.

– Сколько договоров франчайзинга было зарегистрировано с начала 2024 г.? Как сильно отличается эта цифра от результатов аналогичного периода прошлого года?

– Опубликованы данные о регистрации договоров франчайзинга за первые 5 месяцев текущего года: Национальным центром интеллектуальной собственности зарегистрирован 181 договор. За аналогичный период прошлого года было зарегистрировано 58 договоров. Таким образом, число зарегистрированных сделок выросло более чем в 3 раза. Кроме того, за 5 месяцев 2024 г. уже зарегистрировано больше договоров, чем за весь 2023 год (тогда их было 175).

Нужно отметить, что подавляющее большинство договоров заключено компаниями, которые уже давно и активно развиваются, используя франчайзинг. Так, речь идет о кофейнях «Кофе Саунд» (в апреле в сети открылась 300-я точка, и это лидер рынка), пончиковых «Пон-Пушка», магазинах кондитерских изделий «Красный пищевик», «Спартак», магазинах строительных товаров «Мастак».

– Традиционно лидерами по количеству зарегистрированных договоров франчайзинга являются общепит и розничная торговля. Изменилась ли эта тенденция в текущем году? Появились ли какие-то новые сферы в вашем поле зрения?

– Лидерство общепита и розничной торговли только растет – почти все зарегистрированные договоры франчайзинга из этих сфер. Также были зарегистрированы договоры по передаче франшиз в сфере B2C услуг – автомойки, техническое обслуживание автомобилей, установка натяжных потолков, фитнес-клубы, парки отдыха и развлечений.

Международное сотрудничество

– В 2023 г. на рынке Беларуси доля отечественных франшиз впервые с 2016 г. стала лидирующей – 40%. Удалось ли удержать это лидерство? Как сложились доли других государств?

– Благодаря росту франчайзинговых сетей национальных компаний, а также появлению новых белорусских франшиз доля белорусских франчайзинговых объектов на нашем рынке еще увеличилась – на конец июня 2024 г. она составляет 44%. Следующими по представленности на нашем рынке являются российские франшизы, их доля – 36%. Около 5% составляют франшизы из европейских стран. Еще порядка 5% – из стран СНГ. И почти 10% – из других стран (Азия, США, Австралия).

– Реализуете ли вы какие-то совместные проекты с профильными ассоциациями из других стран? Что это за проекты?

– 21 мая 2024 г. в рамках Дня франчайзинга Московской недели предпринимательства ассоциации франчайзинга Беларуси, России, Казахстана, Узбекистана и Армении подписали меморандум о создании Евразийского совета по франчайзингу. Это объединение позволяет нам находить новые возможности для развития рынка франшиз, активизирует международное развитие национальных франшиз, а также создает новую площадку для определения лучших практик на этом рынке и создания инструментов для их внедрения.

Осенью этого года пройдет вторая встреча участников Евразийского совета по франчайзингу. На ней будет представлен совместный каталог франшиз стран-участниц и календарь мероприятий в области франчайзинга на 2025 год. Кроме того, будет разработан план действий по созданию рекомендованного стандарта франчайзинговых сделок. Наша цель – снизить барьеры для развития франчайзинговых сетей. Для этого необходимо:

– распространять информацию о франшизах, чтобы франчайзеры быстрее находили потенциальных партнеров в новых странах;

– доносить до владельцев франшиз особенности развития в каждой стране, что позволит снизить риски и обеспечить законность и эффективность сделок;

– формировать стандарты, которые уменьшат количество недобросовестных или неэффективных франшиз.

Кроме работы на площадке Евразийского совета по франчайзингу мы реализуем и двусторонние проекты. Так, в рамках исполнения плана мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Союзном государстве России и Беларуси мы проводим совместные мероприятия и рабочие встречи с коллегами из РФ. С ними мы вырабатываем практические рекомендации по совершению сделок между предпринимателями из наших стран, создаем базу данных специалистов, которые могут помочь в решении возникающих вопросов при открытии франчайзинговых объектов, обобщаем инструменты и программы, которые полезны участникам рынка.

– Какие еще проекты Ассоциации могут быть полезны участникам рынка?

– Конечно, основное внимание мы уделяем развитию внутреннего рынка. В 2024 г. Ассоциация «Бел­франчайзинг» на основании соглашения с Национальным центром интеллектуальной собственности присоединилась к проекту по созданию и развитию сети Центров поддержки технологий и инноваций в Республике Беларусь. Это позволяет нам расширить распространение знаний в сфере интеллектуальной собственности среди участников франчайзинговых сделок.

Также теперь белорусские франшизы, которые соответствуют требованиям законодательства и стандартам рынка, включены в специальный раздел Биржи интеллектуальной собственности на сайте НЦИС. Мы рассчитываем, что это сделает информацию о франшизах более доступной широкому кругу потенциальных франчайзи, а также будет стимулировать новых франчайзеров коммерциализировать свою интеллектуальную собственность.

Кроме того, сейчас совместно с аудиторами и независимыми оценщиками мы разрабатываем рекомендации по бухгалтерскому учету объектов, входящих во франшизу, и особенностям налогообложения франчайзинговых сделок.

Поиск партнеров и другие проблемы

– Расскажите о проблемах белорусских франчайзеров и франчайзи в 2024 г. Изменились ли они по сравнению с 2023 г.? Как бизнес решает эти проблемы?

– Большое внимание в 2024 г. участники рынка уделяли изменениям законодательства в области организации предпринимательской деятельности. Не секрет, что для работы по многим франшизам было достаточно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Поэтому и франчайзеры, и франчайзи анализировали планируемые изменения, вносили корректировки в рекомендации по организации франчайзинговой деятельности, пересматривали финансовые модели, лежащие в основе франшизы.

Как и в 2023 г., франчайзи продолжают отмечать сохраняющиеся трудности с поиском персонала для открываемых объектов, а франчайзеры – с поиском новых франчайзи. Многие сети для решения проблем с набором персонала создают внутренние программы подготовки, стремятся «выращивать» специалистов внутри компании – этот важный ресурс затем используется как в головной компании, так и во франчайзинговых объектах.

Если говорить о поиске новых франчайзи, мы тоже видим, что все больше усилий предпринимается для поиска кандидатов внутри компаний – такие франчайзи уже знают бренд, продукт, имеют представление о процессах внутри компании, что дает дополнительную устойчивость в дальнейшем развитии.

– О том, как правильно выбрать франшизу, написано немало. Но что делать человеку, который все-таки ошибся с выбором и понял это уже после заключения договора? Обращаются ли к вам в Ассоциацию предприниматели, которым нужна помощь в выходе из такого бизнеса? О каких проблемах или претензиях они говорят чаще всего?

– Несмотря на то, что написано немало, повторю – очень важно потратить усилия на выбор и оценку франшизы. Добросовестные франчайзеры сейчас и сами советуют кандидатам изучить несколько вариантов, пообщаться с теми, кто уже работает в сети, тщательно проанализировать собственные возможности.

Ассоциация «Белфранчайзинг» и лидер рынка франчайзинга Беларуси сеть кофеен «Кофе Саунд» совместно подготовили алгоритм действий для потенциальных франчайзи по оценке и проверке франшизы. Найти подробную инструкцию можно на наших сайтах.

Очевидно, что предприниматели стремятся прекратить отношения с франчайзером в том случае, если бизнес не приносит ожидаемых финансовых результатов. Из поступающих претензий среди основных можно выделить непредоставление франчайзером обещанной поддержки, ограничения по закупкам товаров и услуг, которые необходимы для ведения бизнеса, высокие штрафы за нарушения условий договора.

– Есть ли у вас рекомендации на такой случай? И существует ли какой-то алгоритм действий по спасению своих инвестиций?

– Я рекомендую начинать с проведения переговоров с самим франчайзером. Опишите уполномоченному представителю возникшие вопросы и проблемы, попробуйте составить план выхода из сложившейся ситуации. В любом случае у франчайзера больше знаний о том, какие решения были эффективными в его сети, какой набор действий можно предпринять.

Кроме того, у франчайзера могут быть новые кандидаты, которые заинтересованы выкупить бизнес, оборудование, товары. Если переговоры не привели к результату, то нужно изучать договор – он определяет ваши действия по прекращению отношений с франчайзером. В любом случае за помощью можно обратиться и к нам в Ассоциацию, при необходимости мы выступаем площадкой для поиска оптимального варианта и решения разногласий между сторонами.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений