Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Без резких провалов и подъемов»: как прошел год для белорусского рынка франчайзинга

Число зарегистрированных договоров франчайзинга в Беларуси растет с 2015 г., и прошлый год не стал исключением. При этом впервые с 2016 г. самая большая доля рынка – у оте­чественных франшиз. Почему так происходит, как повлияли на белорусский франчайзинг новые подходы к предпринимательской деятельности и охотно ли идут франчайзеры в провинцию – на эти и другие вопросы в интервью «ЭГ» ответила председатель ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» Ольга ЛЕОНТЬЕВА.

Число договоров растет

– Ольга Владимировна, как сложился 2023 год для рынка франчайзинга Беларуси?

– В 2023 г. продолжилось развитие этого рынка – выросло число сделок, количество запросов на поиск и покупку франшиз, появились новые белорусские франшизы и новые иностранные, заинтересованные в развитии в нашей стране. Отечественные франчайзинговые компании принимали участие в выставках франшиз в других странах, проходили мероприятия и в Беларуси. В целом это был год постепенного роста, без резких провалов или подъемов.

Один их основных показателей положения дел на этом рынке – количество зарегистрированных сделок. Сколько договоров франчайзинга было зарегистрировано в прошлом году?

Леонтьева О. (1).jpg
        Ольга Леонтьева

– В 2023 г. Национальный центр интеллектуальной собственности зарегистрировал 175 договоров франчайзинга. Это на 28% больше, чем годом ранее. В 2022 г. было зарегистрировано 137 договоров, а в 2021 г. – 113.

Напомню, что не все фактически состоявшиеся сделки по покупке франшиз проходят регистрацию в национальном патентном органе. Иногда это вызвано разницей в законодательстве, регулирующем сделки, иногда – беспечностью участников сделки, которые не знают о необходимости регистрации договора или забывают ее пройти. Тем не менее показатели регистрации сделок хорошо демонстрируют тренды рынка в целом.

Так, с 2015 г. мы наблюдаем ежегодный рост числа зарегистрированных договоров франчайзинга. Это можно объяснить влиянием нескольких факторов. Во-первых, сам рынок находится в начале своего развития и далек от насыщения. Во-вторых, растет предложение национальных франшиз (а именно сделки по покупке белорусских франшиз составляют основную долю среди зарегистрированных). И, наконец, нестабильность в экономической среде заставляет предпринимателей искать способы снизить риски. Франчайзинг как раз и является тем инструментом, который риски в бизнесе уменьшает. Франшизы – это проверенные бизнес-модели, совместное использование сетевых ресурсов (программные продукты, снабжение, обучение), помощь и поддержка.

– В каких отраслях чаще всего регистрировались договоры? Появились ли какие-то новые сферы в этом топе?

– Изменений в отраслях мы не увидели, наибольшее число зарегистрированных договоров – это покупка франшиз в общепите (в т.ч. кофе-поинты) и розничной торговле. В этом нет ничего странного, эти сферы во всем мире больше всего развиваются через франчайзинг, и именно в них представлена основная масса франшиз. Но отмечу, что под словом «общепит» скрывается огромное количество очень разных бизнесов – от кофеен самообслуживания (для запуска которых нужно менее 10 тыс. USD, а для организации работы не нужны сотрудники) до ресторанов полного цикла (с инвестициями от сотен тысяч долларов, большим числом сложных и ответственных производственных процессов и многочисленными сотрудниками).

Тенденции сохраняются

– Последние годы на белорусском рынке преобладали отечественные франшизы и франшизы из России. Какова сейчас доля белорусских франшиз? Как сложились доли других государств?

– Ввиду внешней ситуации описанная тенденция сохраняется: 40% франшиз на нашем рынке белорусские (впервые с 2016 г.), 38% российские, 7% франшиз из других постсоветских стран, 5% – из Европы, еще 10% – из США, Азии и с других территорий.

– Какие тенденции сейчас преобладают в работе с российскими партнерами? Будет ли меняться ситуация в текущем году?

– Россия была и остается крупным рынком, большая часть белорусских франшиз разрабатывается с намерением развивать сеть именно в этой стране. Есть немало успешных примеров, в первую очередь среди франшиз магазинов одежды, обуви, белья. Российские предприниматели с доверием относятся к брендам из нашей страны, представленные продукты имеют хорошую репутацию.

В то же время и российские франшизы рассматривают нашу страну для развития франчайзинговой сети. Среди наиболее востребованных у наших предпринимателей – пункты выдачи заказов, почтовые услуги, суши-бары, пекарни. Из новинок каталога – детские бассейны, производство термопанелей и фасадного декора. Понятно, что в условиях, когда российские бренды ограничены в возможностях развиваться в других странах, интерес к оставшимся регионам растет. Хотя Беларусь для российских франчайзинговых компаний и раньше была в топе стран для международного развития.

– Представители каких еще стран работают на этом рынке? Чаще всего идет речь об иностранных франшизах, которые приходят на наш рынок, или предприниматели из других стран покупают белорусские франшизы?

– Число иностранных франшиз, работающих на белорусском рынке, больше, чем белорусских франшиз, вышедших в другие страны. Объясняется это просто – рынок франчайзинга в США, европейских странах, в Азии и на Ближнем Востоке активно развивался в тот период, когда у нас еще не было даже законодательной возможности заключать договоры франчайзинга. Но эти исходные условия не отменяют того факта, что и у нас есть успешные бизнес-модели и проверенные продукты, которые пользуются спросом на международном рынке.

– В 2023 г. в Беларуси начали меняться условия работы для индивидуальных предпринимателей, в т.ч. и условия их налогообложения. Число ИП стало сокращаться. Повлияло ли это на рынок франчайзинга?

– Отмечу, что изменение законодательства в области предпринимательской деятельности и налогообложения оказывает самое существенное влияние на рынок франчайзинга. Предпринимателям требуется время на осознание новых правил, изменение бизнес-моделей, адаптацию франшиз к новым требованиям. На графиках спроса на франшизы четко видны периоды изменения законодательства. На рынке в это время наблюдается спад.

Изменение условия работы для ИП также отразилось на рынке. Нужно понимать, что основная часть запросов на покупку франшиз находится в сегменте микробизнеса (инвестиции до 10 000 тыс. USD), и, конечно, большая часть покупателей франшизы выбирали ИП как форму организации своей предпринимательской деятельности. В момент, когда правила стали меняться, многие франшизы приостановили открытие новых франчайзинговых объектов, чтобы определить, нужна ли адаптация бизнес-моделей к этим новым условиям.

Франшизы идут в регионы

– Насколько развит рынок франчайзинга в белорусских регионах? Охотно ли идут крупные франчайзинговые сети в небольшие города?

– До момента существенного ограничения международного развития мы наблюдали следующую картину: в Минске и областных центрах зачастую развивались иностранные франшизы, а в регионах – белорусские франшизы. Это объясняется тем, что большие франчайзинговые бренды имеют серьезные требования к местам размещения, найти подходящие локации в больших городах проще. Кроме того, в малых городах меньше потенциальная клиентская база. Сегодня белорусских франшиз на рынке больше как в столице, так и в регионах.

С точки зрения сфер деятельности я бы не выделяла существенных отличий между большими и малыми городами. Хотя, конечно, есть франшизы, которые открываются только в крупных городах – большие магазины, услуги премиум-сегмента и т.д.

И еще в последнее время мы видим все больше белорусских франшиз из областных и районных центров, которые развиваются по всей стране, в т.ч. и в Минске. У таких бизнес-моделей есть свои преимущества: они основаны на опыте франчайзера в небольшом населенном пункте и легко могут быть тиражированы в аналогичных городах. В то время как минские концепции требуют определенной проверки на возможность повторения в городах с существенно меньшим населением.

– Ассоциация анализирует не только заключенные договоры, но и запросы на покупку франшиз. В прошлом году их стало больше или меньше по сравнению с 2022 г.?

– Спрос на покупку франшиз в 2023 г. по сравнению с 2022 г. вырос на 11%. Думаю, основная причина – в росте популярности самого инструмента франчайзинга. Появляются новые франшизы, открываются новые франчайзинговые точки, проходят мероприятия. Как результат – все большее количество предпринимателей рассматривает для себя возможность покупки франшизы, чтобы создать собственный бизнес или открыть новое направление в уже существующем.

– С какими проблемами столкнулись белорусские франчайзеры в 2023 г.? Как они решали эти проблемы?

– Топ-3 проблем, озвученных опрошенными нами франчайзерами, – это сложности в подборе персонала для открывающихся объектов, сложности в поиске помещений, недостаточное количество запросов на покупку франшизы. С первыми двумя проблемами сталкивается бизнес в целом.

Чтобы решить проблему найма персонала, франчайзеры стараются искать решения на уровне всей сети – формируют базы данных о кандидатах, проводят подготовку и обучение сотрудников, чтобы расширить число возможных кандидатов, внедряют успешные инструменты, которые применил кто-либо из партнеров.

Для поиска помещений также формируются базы данных о наиболее подходящих локациях, отрабатывается оптимальный алгоритм проведения переговоров с арендодателями. Иногда и сами владельцы недвижимости вместо сдачи площадей в аренду выбирают вариант покупки франшизы для данного помещения. Что касается сложностей с отбором кандидатов, то здесь происходит поиск новых каналов и инструментов продвижения как онлайн, так и офлайн.

– Чего стоит ожидать от рынка франчайзинга в 2024 г.? Какие тенденции продолжат оказывать на него влияние?

– Если не произойдет очередных серьезных потрясений, то мы рассчитываем на продолжение роста числа франчайзинговых объектов и франшиз, представленных на рынке.

Мы со своей стороны продолжаем работу над развитием рынка. В 2023 г. наша Ассоциация стала Центром поддержки технологий и инноваций, сеть которых в нашей стране развивает Национальный центр интеллектуальной собственности. Это даст новые возможности в управлении интеллектуальной собственностью участникам рынка.

Также у нас сформирована обширная программа развития франчайзинга с коллегами из России, Казахстана, Узбекистана. Мы работаем над созданием единого каталога франшиз, планируем совместные мероприятия и бизнес-миссии, формируем базу решений для франчайзеров, которые выходят в наши страны. Результаты этой работы помогут нашим франчайзерам расширить географию их присутствия.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений