Бизнес во Франции

Из данного материала вы узнаете, как открыть бизнес во Франции, какие можно получить бизнес-стимулы, какие следует уплатить налоги, какую отчетность необходимо составлять.
Французская экономика приветствует иностранные инвестиции. Согласно данным Французского национального института статистики и экономических исследований (INSEE), иностранные дочерние компании:
– обеспечивают рабочие места для 13% рабочей силы во Франции (2,2 млн);
– генерируют 20% всего оборота во Франции;
– производят 28% всего французского экспорта.
Финансовая система
1 июня 1998 г. был создан Европейский центральный банк (ЕЦБ) – для реализации единой денежно-кредитной политики в отношении евро. Его штаб-квартира находится во Франкфурте. ЕЦБ и национальные центральные банки всех государств- – членов ЕС вместе образуют Европейскую систему центральных банков (ESCB).
Коммерческие банки страны включают широкий круг учреждений:
– крупные депозитные банки (banques de depots) с обширными внутренними и международными сетями;
– бывшие торговые банки (banques d`affaires) с меньшим количеством филиалов во Франции, но с сильными связями с промышленностью и сильной международной ориентацией;
– Credit Agricole – крупнейшее учреждение, предоставляющее банковские и другие сопутствующие услуги.
Иностранные банки, как правило, представлены через местные филиалы.
Ряд других финансовых учреждений во Франции предлагает широкий спектр финансовых услуг. К ним относятся:
– сберегательные банки;
– лизинговые компании;
– фирмы венчурного капитала;
– спонсируемые правительством финансовые учреждения, которые предоставляют кредитные средства компаниям-экспортерам, малым и средним предприятиям для финансирования ОС.
Иностранные инвестиции
Приобретение и создание французского бизнеса нерезидентом (резидентом ЕС или иным образом) не имеет валютного контроля во Франции с 1996 г. Тем не менее при определенных обстоятельствах об инвестициях во Францию необходимо сообщать в Казначейство Франции. Если нерезидент приобретает 10% или более акций или прав голоса в компании-резиденте, то декларация должна быть подана нерезидентом (по статистическим причинам) в Банк Франции, если сумма сделок превышает 15 млн EUR.
Создание бизнеса
Иностранные инвесторы, которые намерены вести коммерческую деятельность во Франции, могут выбирать из широкого спектра юридических лиц, и выбор будет зависеть от бизнес-приоритетов.
ИП – физическое лицо, которое ведет бизнес на регулярной основе. Индивидуальный предприниматель несет полную ответственность за свой бизнес. Их личные вещи могут быть использованы в качестве гарантии в случае финансовых трудностей.
Частная компания с ограниченной ответственностью (SARL). Французское правительство содействует созданию правовых и фискальных положений для малого бизнеса. Эта фискальная система предназначена для микропредприятий, оборот которых составляет менее 176 200 EUR за продажу товаров и менее 72 600 EUR за предоставление услуг, подпадающих под категорию промышленной и коммерческой прибыли (BIC) и некоммерческой прибыли (BNC). Эти предприятия получают выгоду в виде освобождения от НДС, если их показатели по выручке не превышают установленный лимит по выручке. SARL может иметь не более 100 акционеров. Акционеры несут ответственность за свой вклад в капитал. Минимальный размер капитала не установлен. SARL управляется одним или несколькими менеджерами, которые являются физическими лицами и могут быть назначены уставом или решением акционеров большинства. Менеджер принимает все управленческие решения от имен компании и может быть привлечен к личной ответственности в соответствии с гражданским и уголовным правом.
Акционерное общество (EURL) является частной компанией с ограниченной ответственностью и одним партнером. Юридические требования в основном такие же, как и для частной компании с ограниченной ответственностью (SARL). Ответственность одного партнера ограничена суммой его инвестиций.
Обычной формой французских компаний с ограниченной ответственностью является корпорация (SA). Для регистрации SA требуется минимум 2 акционера и минимальный капитал в размере 37 000 EUR (7 акционеров и 225 000 EUR, если акции будут котироваться на фондовой бирже). Ответственность акционеров ограничивается суммой их инвестиций. Акционеры встречаются не реже одного раза в год, чтобы утвердить годовую финансовую отчетность и решить, будет ли прибыль распределена либо останется нераспределенной. Директоры или члены наблюдательного совета и законных аудиторов при необходимости назначаются и увольняются акционерами на общем собрании. При необходимости нанимаются обязательные аудиторы на срок в шесть финансовых лет. На ежегодных собраниях акционеров применяются простые правила большинства. Если необходимо принять важные решения, такие как слияние или изменение устава, то должно быть проведено внеочередное собрание акционеров, на котором будет применяться правило квалифицированного большинства (две трети).
Повседневное управление может быть структурировано двумя различными способами. SA может иметь либо совет директоров, председателя и исполнительного директора, либо исполнительный совет, работающий под контролем наблюдательного совета.
Совет директоров должен состоять минимум из трех и максимум из 18 членов. Они назначаются на три года на первый период, охватываемый уставом. Их срок пребывания в должности может быть продлен максимум до шести лет. Совет директоров назначает президента, который отвечает за управление, организацию и представление деятельности совета директоров на собрании акционеров.
Исполнительный совет имеет максимум пять членов (семь в котируемых компаниях), которые не обязательно являются акционерами. Как правило, они назначаются на четыре года наблюдательным советом, который состоит из 3–18 членов, избираемых акционерами на общем собрании. Наблюдательный совет имеет постоянный контроль над исполнительным советом и определяет основные бизнес-цели.
Упрощенная компания (SAS) – это упрощенное акционерное общество, созданное как минимум одним акционером (физическим лицом или корпорацией). Минимальный размер капитала не установлен. SAS может оказаться полезным при создании совместного предприятия. Акционеры могут свободно выбирать в уставе структуру управления и его функции. Тем не менее должен быть назначен президент, представляющий компанию.
Также во Франции используются разные виды партнерства в виде ограниченного партнерства, совместного предприятия и пр.
Филиал иностранного предприятия (СУКУРС). Филиалы (succursales) предпочитают некоторые иностранные инвесторы из-за менее обременительных юридических требований, без минимального капитала и без устава. Некоторые инвесторы также считают, что процедуры, связанные с созданием филиала, проще. Однако на практике не легче и не быстрее создать филиал, чем компанию с ограниченной ответственностью. Перед открытием филиала во Франции иностранная коммерческая компания должна подать в коммерческий суд две заверенные копии своих уставов, переведенных на французский язык. Филиал также должен быть зарегистрирован в торговом реестре. Каждый год иностранная компания должна публиковать в коммерческом суде свои собственные счета, переведенные на французский язык и заверенные представителем в качестве подлинной копии.
Бизнес-стимулы
Иностранные компании, начинающие бизнес во Франции, имеют право на финансовую помощь на тех же условиях, что и французские компании. Эта помощь предлагается в качестве стимула для поощрения регионального развития и предотвращения чрезмерной индустриализации в определенных областях. Поэтому компаниям важно выбрать правильное место. Различные стимулы предлагаются компаниям, в т.ч.:
– региональные гранты и/или субсидии;
– для создания компаний;
– для создания рабочих мест;
– кредиты, авансы и сниженные процентные ставки предлагаются различными регионами.
Компании, размещающие свои инвестиции в определенных районах, могут воспользоваться дополнительными налоговыми льготами, такими как:
– сниженные ставки трансферных пошлин;
– освобождение от местного налога (CET);
– налоговые льготы;
– освобождение от социальных взносов.
Новые стартап-фирмы, зарегистрированные менее 11 лет назад, которые ежегодно тратят более 15% своих расходов на исследования и разработки и более чем на 50% контролируются частными лицами или конкретными компаниями, освобождаются от налогов. Это освобождение состоит из 100% налогооблагаемой прибыли за первый год, а затем следует снижение на 50% от налогов за следующий налогооблагаемый год. Это освобождение от налогов строго применяется к средним фирмам (т. е. менее 250 сотрудников и с доходом менее 50 млн EUR или общим балансом менее 43 млн EUR).
Для поощрения инвестиций во Францию была внедрена исключительная ускоренная амортизация. Однако, чтобы избежать финансового риска, необходимо заключить предварительное соглашение с налоговыми органами. Исключительные ускоренные амортизации в течение 12 месяцев могут быть следующими:
– программное обеспечение;
– расходы на приобретение или создание веб-сайта;
– низкоэнергетическое оборудование;
– экологические инвестиции и пр.
Труд
Отношения между работодателями и работниками регулируется ТК Франции1, коллективными договорами, правилами компании и индивидуальными трудовыми договорами. Трудовые договоры должны быть составлены для каждой конкретной категории работ в соответствии с действующим законодательством о занятости и коллективными договорами. Французское законодательство различает две категории трудовых договоров:
1) постоянные контракты, заключенные на неопределенный срок;
2) срочные контракты, заключенные на определенный период времени.
Минимальная месячная заработная плата (SMIC) должна выплачиваться всем сотрудникам. Текущая минимальная месячная валовая заработная плата установлена на уровне 1766,92 EUR.
Иностранные работники имеют право на ту же защиту по закону, что и французские граждане, при условии, что они живут во Франции. Для членов ЕС существуют конкретные законы. Таким образом, они имеют право на определенные административные привилегии (например, освобождение от получения вида на жительство или разрешения на работу).
Юридическая рабочая неделя составляет 35 часов для всех предприятий во Франции. Тем не менее 35‑часовая рабочая неделя может быть организована с учетом потребностей организации работодателя. Кроме того, некоторые руководители вместо того, чтобы иметь контракт, основанный на определенном количестве часов в неделю, имеют контракт, основанный на фиксированном количестве дней в году.
Согласно французскому законодательству каждый работник имеет право на оплачиваемый отпуск в количестве двух с половиной рабочих дней за каждый отработанный месяц или пять недель в году.
Специальные пенсионные программы и дополнительное медицинское страхование дополняют государственную систему социального обеспечения. Выбор программ зависит от каждой компании, а также может зависеть от статуса отдельного сотрудника в фирме.
Постоянные трудовые договоры могут быть расторгнуты либо работником (увольнение), либо работодателем. Увольнение сотрудника всегда возможно при условии, что у работодателя есть справедливая и надлежащая причина оправдать это. В случае увольнения по какой‑либо причине работодатели должны строго соблюдать установленные процедуры.
Система социального обеспечения, которая финансируется за счет налогообложения и взносов, уплачиваемых компаниями и работниками, обеспечивает пособие по болезни, инвалидности, материнству и отцовству, пенсии, компенсацию за несчастные случаи на производстве или болезни, а также семейные пособия. Сборы, уплачиваемые работодателем, равны примерно 45% от валовой заработной платы.
Иностранцы, работающие во Франции, имеют право на французские пособия по социальному обеспечению.
Налоговая система
Центральное правительство взимает налоги на национальном и местном уровнях. Основными национальными налогами являются:
– корпоративный налог на прибыль;
– подоходный налог;
– ряд сборов и фиксированных налогов на специальные категории доходов;
– налог на добавленную стоимость.
Другие национальные налоги включают:
– налог на наследство и дарение;
– налоги на регистрацию и передачу;
– налог на богатство недвижимости;
– незначительные пошлины и сборы.
Основными местными налогами являются:
– налог на проживание;
– налог на недвижимость;
– и др.
Налоговые законы принимаются парламентом, а затем объединяются в общий НК2. Приложения к НК включают указы и постановления, которые имеют силу закона. Налоговые органы отвечают за оценку и сбор налогов.
Налог на прибыль
Налогообложение прибыли бизнеса основано на концепции территориальности. Только деятельность, осуществляемая во Франции, облагается французским корпоративным налогом. Иностранная деятельность французских компаний (за единственным исключением некоторых компаний) не облагается французскими налогами. В соответствии со ст. 206 общего НК Франции и положениями большинства налоговых соглашений, подписанных Францией, корпоративный налог на прибыль должен уплачиваться французскими корпоративными субъектами (SA, SAS и товариществами с ограниченной ответственностью), французскими филиалами иностранных юридических лиц и другими организациями, которые решили платить налог на прибыль во Франции. Базовая ставка налога на прибыль составляет 33,33%. Для предприятий, реализующих нефть, газ и другие полезные ископаемые, она увеличена до 50%. Сниженная ставка 21% действует для сельскохозяйственных ферм. Компании, которые производят энергосберегающее оборудование и технику, предназначенную для улучшения состояния окружающей среды, полностью освобождены от выплат.
НДС взимается со всех экономических операций, продаж и услуг, осуществляемых во Франции, независимо от того, является ли клиент частным лицом или бизнесом. Стандартная ставка НДС во Франции составляет 20%. Также предусмотрены более низкие ставки в размере 10; 5,5; 2,1%.
Налог на автомобили компании. Компании облагаются ежегодным налогом на автомобили, которыми они (или их сотрудники) владеют, арендуют или используют. Этот налог был распространен на личные автомобили, используемые в профессиональных целях сотрудниками и менеджерами.
Трансфертное ценообразование в настоящее время является одним из самых важных вопросов для транснациональных компаний с трансграничными групповыми сделками. Налоговые органы имеют право корректировать сделки между связанными сторонами.
Налоги с физических лиц. Резиденты Франции облагаются налогом от своих доходов и прироста капитала по всему миру с учетом определенных исключений по договору, в то время как иностранные граждане во Франции облагаются налогом только с их дохода из французского источника. На резидентов Франции распространяются прогрессивные налоговые ставки в диапазоне от 0 до 45%. Некоторые корректировки обеспечивают более умеренную среднюю ставку налогообложения.
Налог на благосостояние недвижимости (IFI) взимается с физических лиц, чья совокупная справедливая стоимость недвижимости на 1 января (прямо или косвенно принадлежит) превышает 1 300 000 EUR. Если международная конвенция не предусматривает иного, резиденты Франции облагаются налогом на свои активы по всему миру. Тем не менее несколько предметов освобождаются от налогообложения, в частности, профессиональная собственность. Если международная конвенция не предусматривает иного, то на нерезидентов также влияет налог на недвижимость, но только на недвижимость, расположенную во Франции.
Дивиденды и проценты облагаются единым сбором по фиксированной ставке (UTP) в размере 30%, если не выбран глобальный вариант прогрессивных ставок налога, состоящий из:
– 12,8% в отношении подоходного налога;
– 17,2% для взносов на социальное обеспечение.
Бухгалтерский учет и отчетность
Форма и содержание финансовой отчетности определены в «Общем плане счетов». Основная финансовая отчетность, включенная в годовые отчеты акционерам, включает баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснительные примечания и в отдельных случаях – прогнозную финансовую отчетность.
Листинговые компании обязаны представлять свою консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Стандарты МСФО не применяются к национальному учету, а только к консолидированной отчетности.
Требование проведения внешнего независимого аудита применяется к компаниям, отвечающим двум из следующих трех условий в конце финансового года:
1) общая сумма баланса превышает 4 млн EUR;
2) доходы без учета налогов превышают 8 млн EUR;
– более 50 сотрудников в среднем за год.
Аудиты проводятся независимыми зарегистрированными в Институте аудиторами. Внешние аудиторы назначаются акционерами на срок от шести финансовых лет до трех лет в случае добровольного назначения.
Аудитор выдает официальные годовые отчеты акционерам, которые включают:
– аудиторский отчет – должен включать заключение с соответствующим обоснованием финансовой отчетности и соблюдением правовых норм;
– специальный отчет – содержит информацию о тех сделках между компанией и ее директорами, которые не соответствуют критериям обычного ведения бизнеса компании;
– отчет о внутреннем контроле (только для компаний, котирующихся на Фондовой бирже), – в этом отчете представлены замечания аудиторов по отчету президента, касающемуся процедур внутреннего контроля в отношении разработки и обработки бухгалтерского учета и финансовых данных. Целью внешнего аудита является обеспечение того, чтобы информация, содержащаяся в докладе президента, была представлена искренним образом, была актуальна и не искажена.
1Трудовой кодекс Франции.
2Налоговый кодекс (НК).