Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес в эпоху перемен: — не лезть на амбразуру, но и не молчать

Фото: freepik

Особенности коммуникации в предпринимательской среде между бизнесом, потребителями, обществом в целом и властями в кризисный период обсудили эксперты во время дискуссии, состоявшейся под эгидой Республиканского союза промышленников и предпринимателей.

«Турбулентность», начавшаяся более года назад с приходом пандемии COVID-19 и усилившаяся с развитием политического кризиса, высветлила нетипичные ранее для слабой белорусской публичности особенности. Она же остается и основной характеристикой многих процессов.

Об усилении давления государственных органов на частный бизнес и существенном влиянии этой тенденции на публичную активность предпринимателей заявил глава РСПП Александр Швец.

По его наблюдениям, за последние месяцы стало сильнее проявляться давно наблюдаемое неравенство государственной и негосударственной форм собственности.

«У нас есть информация, что госпредприя­тия, которые пользуются услугами частных компаний, устными рекомендациями подвигаются к взаимодействию с государственными исполнителями или поставщиками в приоритетном порядке, – отметил эксперт. – Это говорит о дальнейшем размежевании двух сегментов экономики, а деление на «своих» (государственных) и «чужих» (частных) сохраняется и усугубляется».

Ситуация проявляется и в «разных плоскостях применения законодательства», добавил председатель бизнес-союза.

Говоря об актуальном взаимодействии предпринимательских объединений с государственными органами, Александр Швец обратил внимание на то, что «структура диалога по форме есть», но по содержанию она вызывает вопросы.

Например, последняя на данный момент тема, которую бизнес-сою­зам предложили обсудить в МНС, касается проблемы выплат зарплат «в конвертах». Не отрицая важности легальной работы, в объединении предпринимателей ответили, что вопрос нужно рассматривать комплексно и бороться с причинами явления, одной из которых является объективно высокая налоговая нагрузка. Тогда как вопросы повышения ставок НДС на лекарственные средства и ряд других товаров (теперь власти борются с ростом цен на них административно) никто с бизнесом не обсуждал.

У меня впечатление, что сегодня госорганы работают в формате радио, т.е. они сидят перед микрофоном и что-то нам рассказывают. Но, как известно, у радио нет обратной связи, – отметил глава РСПП.

Руководитель бизнес-объединения подчеркнул: основные усилия госорганов, казалось бы, должны быть нацелены на эффективный экономический рост.

«Но на самом деле этого нет, и мы не можем этого понять, – продолжил Александр Швец. – Иног­да правая рука в государстве не знает, что творит левая. Риски усилились, значит, у государства должен быть какой-то антикризисный план. Нужно хотя бы обозначить конкретно свою точку зрения. Сегодня ее понять просто невозможно».

При этом в организации не отказываются от ранее озвученной позиции: как бы сложно ни было, нужно добиваться возможности донести свою аргументированную позицию до властей, сохранять канал коммуникации. А миссия белорусских бизнес-союзов в непростые времена должна заключаться в том, чтобы озвучить аккумулированную позицию представителей той или иной отрасли с наименьшими рисками для самих этих предприятий.

 

Побольше эмпатии

Глава Комитета по бизнес-коммуникациям РСПП, управляющий парт­нер агентства ARS Communications Роман Костицын считает, что в нынешних условиях бизнесу оставаться абсолютно вне политики не получится, однако «это не значит, что нужно бросаться грудью на амбразуру и громко заявлять о своей поддержке той или иной стороны».

Характеризуя природу общественно-политического кризиса, начавшегося после президентских выборов в августе 2020 г., эксперт назвал ее внутренней. По мнению специалиста, рост протестных настроений во многом связан с желанием не только повышения уровня жизни, но и снятия «ограничений в самореализации» для широкого круга людей.

«Поэтому в текущей ситуации для бизнеса важно показать, насколько для него ценен свой трудовой коллектив», – добавил Роман Костицын.

Комментируя реакцию бизнес-кругов на политическую «турбулентность» и используемые модели поведения, эксперт обозначил несколько из них. Первая (и наиболее распространенная) – попытка развиваться в прежнем формате, «будто ничего не происходит». С одной стороны, можно сказать, что это привычная стратегия, наработанная годами, с другой – она не всегда несет в себе негативный контекст.

Вторая (менее распространенная) модель поведения бизнес-руководителей – это прямые ограничения для сотрудников относительно выражения ими своей гражданской позиции, другие формы давления на трудовые коллективы с этой же целью.

Третья популярная стратегия – выражение «солидарности и эмпатии», неигнорирование сложившейся в стране ситуации. Такая стратегия, как показывает развитие событий, приводит к росту лояльности по отношению к бизнесу со стороны сотрудников, клиентов и контрагентов.

«Появились новые требования и ожидания со стороны стейкхолдеров, когда от вас ждут не только товар или услугу, а еще и отношение, причем не непосредственно к продукту вашего бизнеса, а к ситуации, которая складывается в социально-политическом поле», – считает Роман Костицын.

В качестве примера он привел заявление руководства одного из операторов мобильной связи в ответ на гражданскую активность работников. Его суть: компания не ограничивает конституционные права своих сотрудников, но и не занимает ничью сторону в политическом конфликте. Были обозначены и главные ценности, в т.ч. соблюдение прав человека.

Эксперт не стал отрицать, что общественное мнение и потребительское поведение сейчас в большей степени, чем раньше, восприимчивы к выбору бизнесом той или иной стратегии поведения. И зачастую негативно может трактоваться именно позиция «молчания».

«Допустим, мы получаем от окружающих негативную трактовку своих действий. И наблюдательный конкурент может подхватить ее и, прикрываясь гражданским обществом, произвести информационную атаку на бизнес», – предположил глава комитета РСПП.

Однако, как согласились участники дискуссии, конкурентная борьба и конкуренция в принципе в Беларуси еще не развиты до такой степени, чтобы целенаправленно использовать для этих целей гражданское общество или политизацию. Это, по мнению Александра Швеца, было бы «высшим пилотажем», тогда как пока все чаще используется «кувалда» – административный ресурс.

 

Самоидентификация и миссия

По мнению профессора кафедры технологий коммуникации и связей с общественностью БГУ Ирины Сидорской, на данный момент сложно оценить реальный масштаб переживаемого в стране кризиса и с экономической, и с социальной, и с политической точки зрения.

Мы недооцениваем всех вызовов, которые несет с собой текущая турбулентность. Мы видим надвод­ную часть айсберга, – отметила она. – Таких вызовов, с которыми столкнулся сегодня белорусский бизнес, раньше не было. Мы все считали, что нам было непросто и до 2020 г., но теперь понимаем, что задачи, которые стояли перед нами раньше, были простыми по сравнению с тем, какие задачи стоят сейчас.

Эксперт считает, что «компасом в ситуации турбулентности» должны оставаться миссия и ценности компаний. Ведь это актуализируется и в связи с возникающей потребностью в самоидентификации того или иного бизнеса не только с экономической, но и с аксиологической (ценностной) позиции.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений