Белорусы и интернет-торговля
Сколько наших земляков совершают покупки в зарубежных интернет-магазинах? Что они покупают на китайских и российских площадках чаще всего? Как отличается средний чек в Беларуси и за рубежом? В каких случаях покупатели выбирают зарубежные интернет-магазины, а в каких — местные? В чем «плюсы» и «минусы» трансграничной интернет-торговли для белорусов?
Эти и многие другие вопросы были рассмотрены на круглом столе «Онлайн-покупки белорусов за рубежом», в котором приняли участие представители Ozon.ru, Deal.by, Gipermall.by, 21vek.by, РУП «Белпочта», ООО «Бремино Групп» и даже МАРТ.
Чтобы понять сегодняшний уровень развития онлайн-торговли в Беларуси — несколько общих цифр.
Итак: белорусский розничный товарооборот в прошлом году составил порядка 19 млрд. USD. При этом доля интернет-заказов в структуре розничного товарооборота составила около 800 млн. USD (пять лет назад, в 2014 было около 450 млн USD).
Сколько ушло при этом денег китайским онлайн-торговцам? По мнению руководителя маркетплейса Deal.by Максима Маринича, в Китай ушло не так уж много: около 150 млн. USD. Хоть сумма более чем серьезная, но, действительно, на фоне общего товарооборота розницы – немного. Причин тому несколько.
Во-первых, в интернете совершается много спонтанных покупок. И доставку товара такой потребитель не готов ждать два месяца. И это важный посыл тем, кто хочет выстоять в конкуренции с китайскими интернет-магазинами. Ведь логистика – один из фундаментальных факторов (наряду с ассортиментом) интернет-торговли. С одной стороны, «притормаживая» доставку импортного ширпотреба, можно довольно эффективно сдерживать натиск зарубежных онлайн-торговцев на наш рынок. Но и хозяевам белорусских интернет-магазинов важно обращать внимание на скорость и качество доставки, если они хотят на что-то рассчитывать в условиях современной конкуренции.
Другим сдерживающим фактором для онлайн-торговли с КНР и другими зарубежными странами является платежеспособность белорусов. Пока большинство соотечественников не готовы к серьезным покупкам со средним чеком хотя бы в 800-1000 USD. 8-10 USD – вот это про нас.
Тем не менее, в интернете покупает уже половина белорусов. За прошлый год почти 50 % населения нашей страны (4,7 млн человек) совершили хотя бы одну покупку в интернете. И по сравнению с 2017 годом число тех, кто покупает онлайн, увеличилось на 4%. При этом две трети покупателей (67 %) выбирают и белорусские, и зарубежные интернет-магазины, 24 % покупают только в белорусских интернет-магазинах, 9 % – только в зарубежных.
Чаще всего зарубежные интернет-магазины выбирают жители Брестской области (27% интернет-покупателей). Вот минчане и представители пристоличной области, как оказалось – самые патриотичные при покупках (всего 6% любителей заграничного интернет-шопинга).
Чаще всего в зарубежных интернет-магазинах покупают: косметику и парфюмерию (55% интернет-покупателей), одежду, обувь и аксессуары (45%), технику и электронику (37%) и товары для детей (34%).
Что интересно: эти же товары большинство белорусских интернет-покупателей предпочитают приобретать и в Беларуси (57 % от общего числа).
Средний чек на одну покупку в белорусском интернет-магазине составляет 70 руб. В зарубежном интернет-магазине белорусы тратят в 2,8 раз меньше — 25 руб.
Самыми популярными для нас являются китайские интернет-магазины, в которых шопятся 98 % белорусов, совершающих свои покупки за рубежом.
Чаще всего в Китае мы заказываем технику и электронику (27%), одежду обувь и аксессуары (26%), косметику и парфюмерию (13%), товары для детей (10%) и автотовары (8%).
Главная причина, по которой белорусы выбирают иностранные интернет-магазины – цена. Это отмечают 83% интернет-покупателей, что является достаточно серьезным звоночком для белорусских производителей.
Хотим мы того или нет, но двигаться в онлайн-торговле за лидерами – ЕС и США, в онлайн-магазинах которых совершается до 25 % всего розничного товарооборота, мы будем. С учетом же того, что еще 40 % онлайн-покупателей отмечают больший ассортимент в зарубежных интернет-магазинах, то звоночек может достичь и масштабов, пусть не набатного, но — колокола.
То есть, каким бы большим или маленьким наш рынок онлайн-торговли ни был, но зарубежные интернет-магазины усиливают свои позиции в Беларуси.
Как с ними бороться?
Мнение об этом высказала начальник управления торговли и услуг Министерства антимонопольного регулирования Виолетта Брезовская: «однозначно не запретительными, но регуляторными методами».
При этом, как выяснилось в ходе круглого стола, в законодательстве Беларуси, регулирующего трансграничную интернет-торговлю, — конь не валялся. Кроме веса посылок и их количества в год (и то по нормам ЕАЭС) ничего, по сути, пока не урегулировано. Иначе не случались бы абсурдные ситуации даже в банальных мелочах.
К примеру, почему курьерам «Е-доставки» и «Гипермола» требуется санкнижка при доставке заказчику килограмм гречки, а российскому «Озону», за доставку тое же гречки, никакой книжки не требуется?!
Во всяком случае, участники стола пытались выяснить у представительницы МАРТ причины такой дискриминации по «национальному признаку». Виолетта Викторовна посоветовала присутствующим сформировать бизнес-ассоциацию, которая бы отстаивала интересы белорусских интернет-продавцов.
Как оказалось, идея создания Ассоциации электронной коммерции, в которую вошли бы маркетплейсы, интернет-магазины, платежные и логистические операторы, уже давно витает в воздухе.
Причем, что было особо занимательным в ходе завязавшейся дискуссии: один из учредителей крупнейшего белорусского интернет-магазина 21vek.by Павел Матусевич, как его ни допытывались, так и не смог сказать, нужна ли ему ассоциация. У него больше всего было вопросов к неравенству легальных белорусских продавцов с китайскими, европейскими, американскими.
Что-то я на алиэкспрессе давно ничего не заказывал…