Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

К началу учебного года: белорусское образование в цифрах

Фото: freepik.com

В 2022 г. в Беларуси снижается объем платных образовательных услуг в реальном выражении. Однако рентабельность образовательного бизнеса в РБ остается более высокой, чем в среднем по экономике.

Глазами статистики

По данным Белстата, на 1 августа 2022 г. в стране действовало 144 723 юри­дических лица, из которых 9050 (6,3%) на ту же дату относились к сфере образования. По сравнению с 1 августа прошлого года количество юрлиц по виду экономической деятельности «образование» уменьшилось на 0,7%. При этом в целом по экономике число организаций за тот же период выросло на 1,4%.

Объем платных услуг населению в 1-м полугодии 2022 г. – 8158,4 млн руб., что в сопоставимых ценах на 2,1% выше уровня аналогичного периода 2021 г. В структуре платных услуг населению на долю услуг в области образования приходилось 6,7% (снижение на 3,8% к 6 месяцам 2021 г. в сопоставимых ценах).

По состоянию на начало 2021/2022 учебного года в Беларуси насчитывалось 3760 учреждений дошкольного образования, в которых обучались 405,5 тыс. детей. Охват детей учреждениями дошкольного образования в процентах к численности детей в возрасте от 1 до 5 лет составил 88,3%. На 100 мест в учреждениях дошкольного образования в среднем приходилось 107 человек.

Также на начало 2021/2022 учебного года число учреждений общего среднего образования составило 2967 (в них обучались 1076 тыс. человек), профессионально-технического образования – 172 (количество учащихся – 59,9 тыс. человек), среднего специального образования – 221 (обучались 107,5 тыс. человек), учреждений высшего образования – 50 (243,0 тыс. студентов и 12,3 тыс. магистрантов).

Во II квартале 2022 г. денежные расходы домашних хозяйств Беларуси на услуги образования составили в среднем 15,3 руб. в месяц (0,9% от совокупных денежных расходов за период). При этом только 20,2% домашних хозяйств сообщили о наличии расходов на услуги образования. Уровень денежных расходов среди данных респондентов составил 75,9 руб. в месяц.

Заработные платы ниже средних, списки работников сокращаются

Размеры заработных плат у занятых в образовании в целом ниже среднего уровня в экономике. За январь-июль 2022 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в Беларуси составила 1582,5 руб., в т.ч. за июль – 1644,0 руб. Показатели у работников образования – 1111,5 руб. по итогам 7 месяцев и 1131,2 руб. – за июль.

Средняя начисленная заработная плата за 7 месяцев по экономике в реальном выражении сократилась к сопоставимому периоду 2021 г. на 1,1%, а в образовании выросла на 2,0%. Средняя начисленная заработная плата в июле 2022 г. по сравнению с июлем 2021 г. сократилась в реальном выражении на 5,9% по Беларуси и на 0,5% – по образованию.

По данным Белстата, за январь-июль 2022 г. средняя начисленная заработная плата учителей составила 1398,4 руб., в т.ч. за июль – 1329,2 руб. Относительно 7 месяцев прошлого года реальный уровень заработной платы учителей вырос на 6,1%, в июле по сравнению с июлем 2021 г. сократился на 0,9%.

Средняя начисленная заработная плата воспитателей дошкольного образования составила за 7 месяцев 1004,4 руб. (–0,9% к 2021 г. в реальном выражении), в т.ч. за июль – 1054,4 руб. (–3,1%), профессорско-преподавательского состава – 1914,5 руб. (–2,7% к 2021 г.) и 1844,6 руб. (–3,5%) соответственно.

Напомним: в Беларуси в мае и ноябре наряду со средней измеряют медианную заработную плату по видам деятельности. По итогам мая 2022 г. медианная заработная плата в образовании составила 890 руб. (при средней за тот же месяц – 1153,4 руб.).

Справочно: медианная заработная плата – размер заработной платы, находящийся в центре ряда распределения численности работников по размерам начисленной заработной платы и делящий его на две равные части – с заработной платой ниже и выше медианной.


По итогам января-июля 2022 г. в Беларуси оценили среднесписочную численность работников на уровне 2630,8 тыс. человек. По сравнению с сопоставимым периодом 2021 г. численность сократилась на 2,3%. В июле среднесписочная численность работников составила 2642,4 тыс. человек и снизилась к июлю 2021 г. на 2,3%.

Среднесписочная численность в образовании за 7 месяцев 2022 г. составила 371,2 тыс. человек, что на 1,6% ниже, чем за сопоставимый период 2021 г. В июле среднесписочная численность в отрасли уменьшилась на 1,0% к июлю 2021 г. – до 372,6 тыс. человек. При этом количество среднесписочных учителей в январе-июле составило 81,8 тыс. человек, воспитателей дошкольного образования – 32,4 тыс. человек, профессорско-преподавательского состава – 16,3 тыс. человек. По сравнению с сопоставимым периодом 2021 г. численность среднесписочных учителей сократилась на 1,5%, воспитателей дошкольного образования – на 2,0%, профессорско-преподавательского состава – на 3,8%.

Справочно: оперативные данные по численности, а также по принятым и уволенным приводятся по работникам юридических лиц со средней численностью работающих 16 человек и более всех форм собственности, за некоторыми исключениями. Оперативная статистика не затрагивает микроорганизации (до 16 человек), подающие отчеты с меньшей периодичностью (реже раза в месяц).


За 7 месяцев текущего года наниматели в белорусской экономике приняли на работу 342,9 тыс. человек, уволив за тот же период 401,5 тыс. Соотношение принятых и уволенных работников по стране составило 85,4%.

Соотношение принятых и уволенных работников в образовании было ниже, чем по экономике в целом, – 79,2% за январь-июль 2022 г. За 7 месяцев наниматели в отрасли уволили 50,2 тыс. человек и приняли за тот же период 39,8 тыс.

Прибыль падает, но рентабельность выше средней по стране

Статистика финансов и расчетов выходит с месячным запозданием по сравнению с данными о заработных платах и движении кадров. В связи с этим актуальные сведения о финансах и расчетах в отрасли представлены периодом «январь-июнь» и отчетной датой 1 июля.

Выручка организаций образования (с количеством работающих не менее 16 человек) составила за 6 месяцев 2022 г. 80,4 млн руб. По сравнению с сопоставимым периодом 2021 г. выручка выросла в номинале (без поправки на рост цен) на 8,4%.

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг в образовании по итогам января-июня 2022 г. составила 12,5 млн руб. Относительно сопоставимого периода прошлого года прибыль от реализации в отрасли снизилась в номинале на 12,8%.

Прибыль до налогообложения в образовании за 6 месяцев составила 11,7 млн руб. (–12,4% к уровню 2021 г. в номинале), чистая прибыль – 10,1 млн руб. (–15,7% к 2021 г.). При этом чистая прибыль прибыльных организаций составила 11,3 млн руб. (–8,9% к 2021 г.), а чистые убытки убыточных – 1,2 млн руб. (рост в 2,8 раза).

Средняя рентабельность продаж в отрасли по итогам 6 месяцев 2022 г. составила 15,5% при 19,3% за тот же период 2021 г. Сравните: средний уровень рентабельности по экономике достиг 8,6% (при 7,9% годом ранее).

Средний уровень рентабельности в образовании отличается по месяцам. В январе рентабельность продаж по отрасли составила 21,2%, в феврале – 17,4%, в марте – 11,3%, в апреле – 19,0%, в мае – 19,9%, в июне – 5,7%. По итогам 6 месяцев около 28,3% отчитавшихся организаций образования были нерентабельны, а 17,4% показали рентабельность в пределах 0–5%. Средние доли таких категорий компаний по экономике составили 21,5% и 30,8% соответственно.

За январь-июнь 2022 г. 45,7% организаций отрасли показали рентабельность не ниже 10%, 23,9% бизнесов – не менее 20% и 8,7% компаний – рентабельность от 30% и более. В среднем по экономике данные категории организаций составили соответственно 29,1%, 9,2% и 3,5% от всех отчитавшихся.

На 1 июля 2022 г. учитываемые в текущем порядке организации в сфере образования располагали краткосрочными активами на 71,3 млн руб., а также имели собственные оборотные средства на 38,4 млн руб. На эту же отчетную дату 17,4% отчитавшихся организаций отрасли не имели собственных оборотных средств, а 6,5% отчитавшихся имели обеспеченность собственными оборотными средствами ниже норматива (средние показатели по экономике – 24,2% и 9,4%).

Обязательства организаций образования снижаются

Суммарная задолженность организаций образования на 1 июля 2022 г. составила 23,2 млн руб. По сравнению с 1 января размер задолженности в номинале упал на 38,3%, а к 1 июля 2021 г. объем задолженности вырос на 23,4%.

Просроченная часть суммарной задолженности в отрасли достигла 1,2 млн руб. (падение на 21,2% к 1 января и рост на 75,7% к 1 июля 2021 г.). Удельный вес просроченных обязательств на эту дату составил 5,1% при 6,4% в среднем по экономике (см. диаграмму).

Кредиторская задолженность на 1 июля 2022 г. образовала цифру 21,2 млн руб. (–41,0% к 1 января и +25,3% к 1 июля 2021 г.). Просроченная кредиторская задолженность на отчетную дату достигла 1,0 млн руб. (–23,1% к 1 января и +93,3% к 1 июля 2021 г.). Удельный вес просроченных обязательств составил 4,9% при 12,8% по экономике.

Практически вся кредиторская задолженность отрасли сформирована расчетами внутри Беларуси. Внутренняя кредиторская задолженность на 1 июля 2022 г. составила 20,9 млн руб. (–41,1% к 1 января и +25,0% к 1 июля 2021 г.). Просроченная внутренняя кредиторская задолженность на отчетную дату достигла 1,0 млн руб. (–23,8% к 1 января и +96,2% к 1 июля 2021 г.). Удельный вес просроченных внутренних обязательств составил 4,9% при 12,7% по экономике.

Задолженность по кредитам и зай­мам на 1 июля 2022 г. составила 2,0 млн руб. (+17,9% к 1 января и +5,8% к 1 июля 2021 г.). Просроченная задолженность по кредитам и займам на отчетную дату достигла 0,1 млн руб. (–0,8% к 1 января и не изменилась к 1 июля 2021 г.). Удельный вес просроченных обязательств составил 6,3% против 2,1% по экономике.

Дебиторская задолженность на 1 июля 2022 г. равна 9,6 млн руб. (–46,5% к 1 января и +17,4% к 1 июля 2021 г.). Просроченная дебиторская задолженность на отчетную дату достигла 1,9 млн руб. (–14,4% к 1 января и +41,3% к 1 июля 2021 г.). Удельный вес просроченных обязательств составил 20,1% при 13,9% по экономике.

Почти вся дебиторская задолженность в образовании накоплена расчетами внутри Беларуси. Внутренняя дебиторская задолженность на 1 июля 2022 г. составила 9,6 млн руб. (–46,9% к 1 января и +16,9% к 1 июля 2021 г.). Просроченная внутренняя дебиторская задолженность на отчетную дату достигла 1,9 млн руб. (–14,4% к 1 января и +42,0% к
1 июля 2021 г.). Удельный вес просроченных внутренних обязательств составил 20,2% при 16,1% по экономике.

По итогам 6 месяцев 2022 г. организации образования направили на погашение кредитов банков и займов 5,0 млн руб. По сравнению с январем-июнем 2021 г. размер выплат в номинале снизился на 15,7% (средний прирост по экономике – 10,4%).

На погашение кредитов и займов организации отрасли направили эквивалент 6,2% выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (средний показатель по экономике – 26,9% выручки).

2022-09-01_17-52-18.jpg

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by