Белорусских поставщиков зовут в российские закупки

О возрастающем интересе российских заказчиков и операторов закупочных площадок к привлечению белорусских компаний говорит проведение в Минске Дня белорусского поставщика, состоявшегося 6 марта.
Организаторами мероприятия выступили российский оператор электронных закупок «ТЭК-Торг» (входит в пятерку крупнейших) и белорусский Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен (НЦМиКЦ), который в последние годы взял на себя функцию адвокатирования и техподдержки белорусских компаний при участии в регулируемых закупках в России.
Еще 5 лет назад такую картину можно было представить себе с трудом: Россия тогда, запустив с 2015 г. политику промышленного протекционизма, усиленно ограждала свой рынок госзакупок и закупок госкомпаний (обобщенно – регулируемые закупки) от участия белорусских производителей. Ситуация изменилась с 2022 г. с учетом санкций и ухода многих поставщиков с российского рынка. Освободившиеся ниши невозможно заполнить в одночасье, и белорусские производители, наряду с китайскими и турецкими, стали интересны российским площадкам.
Более того, де-юре в большинстве случаев белорусские товары и услуги могут пользоваться в российских закупках теми же правами и преимуществами, что и местные. Однако, как показывают кейсы, в т.ч. озвученные на мероприятии, часто возникает необходимость приложить дополнительные усилия, чтобы это произошло и де-факто.
Что интересно российским заказчикам
На Дне поставщика выступило несколько спикеров со стороны заказчиков – руководители закупочных служб госкомпании «Зарубежнефть», ее «дочки» «РУСВЬЕТПЕТРО», ООО «РЖД-технологии» (обеспечивает IT-инфраструктуру российских железных дорог). Это неудивительно, учитывая, что электронная торговая площадка «ТЭК-торг» создавалась с прицелом на нужды нефтяных компаний. Специфика деятельности определяет и товарный спрос – трубная и кабельно-проводниковая продукция, измерительные приборы и автоматика, химические реагенты, средства индивидуальной защиты, спецодежда. Интересуют также услуги по ремонту, строительно-монтажные работы.
У кого уже получилось
На мероприятии поделились своим опытом участия в российских регулируемых закупках представители белорусских компаний: например, ООО «Пожснаб», поставившее заказчикам из России уже порядка 100 единиц пожарной спецтехники, Гомельский ДСК, который выиграл тендеры на строительство жилья в Калуге и Брянской области, и др.
В целом они довольны, но никто не смог охарактеризовать свой опыт участия в российских закупках как беспроблемный. Всего же на площадке «ТЭК-торг», по данным начальника отдела развития услуг компании Ольги Митрофановой, работает порядка 100 белорусских поставщиков. Примерно такая же их представленность и на других федеральных площадках-операторах, уточнила замдиректора НЦМиКЦ Наталия Тышкевич.
Подводные камни участия в российских закупках для белорусов
Хотя международные договоры и законодательство позволяют участие белорусов в закупочных процедурах в России со своей национальной ЭЦП, номерами телефонов и УНП, площадки операторов в РФ, по умолчанию, «заточены» под российских клиентов, что приводит к регулярным техническим недоразумениям, и участники мероприятия делились такими историями.
Как пояснила Наталия Тышкевич, благодаря усилиям белорусских госорганов и НЦМиКЦ, инструкции всех федеральных операторов закупок (кроме площадки гособоронзаказа) предусматривают наличие форм, учитывающих белорусские особенности, однако обнаружить их на сайтах бывает непросто.
Возникают сбои и в применении ЭЦП. Иногда они технического характера: не та версия браузера либо белорусский клиент добросовестно установил все ПО по российской инструкции, но забыл установить программу Avest под белорусскую цифровую подпись – и транзакция не срабатывает. В таких ситуациях российские службы техподдержки не всегда оперативно реагируют, и на помощь приходят специалисты НЦМиКЦ. Но можно не успеть решить проблему и опоздать с подачей документов.
Возможность урегулировать такую ситуацию подачей жалобы существует. О таком кейсе рассказала представитель ООО «Пожснаб» Надежда Остапко: по жалобе в Федеральную антимонопольную службу процедура закупки, в которой белорусский поставщик не смог принять участие из-за сбоя при вводе ЭЦП на российской площадке, была отменена. И в повторной – победил белорусский поставщик, не поленившийся отстоять свои права.
Там, где по российскому законодательству требуется усиленная ЭЦП, аналога которой нет у белорусов, наши компании могут использовать бумажный документ с подписью.
Возникают и вопросы с правильным учетом НДС при формировании конкурсного предложения белорусским поставщиком. Минфин России даже выпустил специальное разъяснение по этой теме: цена должна формироваться с учетом российской ставки НДС 20%, однако в документах указывается, что ставка для белорусского поставщика – 0%, а НДС 20% подлежит уплате в российский бюджет заказчиком.
Впрочем, уровень осведомленности белорусских компаний о российском регулировании закупок очень разный. На мероприятии можно было услышать от некоторых из них рассуждение о том, что достаточно зарегистрировать в России свое юрлицо и выполнить минимальную технологическую операцию, чтобы быть признанным российским производителем, что знающих людей заставило только усмехнуться.
По товарам, при закупке которых требуется подтвердить происхождение (это касается широкой номенклатуры промышленной продукции, программного обеспечения), правильный путь поставщика лежит через получение в Белорусской торгово-промышленной палате выписки, подтверждающей включение товара в Евразийский реестр промышленных товаров либо Реестр евразийского программного обеспечения.
Есть шероховатости и в этом процессе: нестыковка отдельных кодов ОКПД, применяемых в постановлении Правительства России от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – постановление № 1875), с кодами ТН ВЭД, которые применяются в Решении Совета ЕЭК от 23.11.2020 № 105 «Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок». Из-за этого по некоторым товарным позициям даже наличие товара в Евразийском реестре не дает возможности подтвердить его происхождение для целей постановления № 1875. НЦМиКЦ и заинтересованные белорусские госорганы работают над этой проблемой и на площадке Посткома Союзного государства, и на площадке ЕЭК.
Решилась проблема принятия гарантий белорусских банков для внесения обеспечения при госзакупках в России, однако на закупки госкомпаний нормы соответствующего межправительственного соглашения не распространяются. С другой стороны, попытки внести обеспечение при госзакупках иными способами – через денежный залог – часто сопровождаются сбоями, поскольку речь идет о счетах в казначействе. В общем, многие вопросы необходимо по-прежнему решать в ручном режиме, к чему и подключается НЦМиКЦ.
***
Очевидно, что сейчас процесс привлечения белорусских поставщиков на российские закупочные площадки набирает обороты. Станет ли это долгосрочным трендом – зависит от российской политики и практики импортозамещения и установок ее регулятора – Минпромторга России.