Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №38(2732) от 24.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.205
EUR:
3.4758
RUB:
3.5495
Золото:
248.12
Серебро:
3.28
Платина:
108.5
Палладий:
103.46
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Белорусские грузоперевозчики намерены продолжать работу на европейском направлении

Фото: neg.by

Примерно 50% перевозчиков относительно спокойно оценивают последствия закрытия Польшей в феврале 2023 г. пункта пропуска «Бобровники» и введение ограничений на передвижение фур в «Кукурыках». Они намерены продолжать работу на этом направлении. Такие результаты показал опрос, проведенный среди белорусских пользователей Международной биржей автомобильных грузоперевозок ATI.SU.

Результаты опроса

У перевозчиков спросили, как на их работе сказались февральские ограничения Польши на пересечение границы.

49% опрошенных относительно спокойно восприняли «польский пакет санкций» и ответили: «Да, это серьезно осложнило работу с ЕС, но буду продолжать». 

24% перевозчиков особенных изменений не заметили: «Работать с ЕС весь 2022 г. было сложно – сильно хуже не стало». 

Еще 17% с трудом справляются с ситуацией: «Работать стало невозможно, подумываю переключаться на другие маршруты».

И, наконец, 10% не ездят по этим направлениям, поэтому ограничения Польши на них не отразились. Их ответ: «Никак, не работаю со странами Евросоюза». 

Граница на замке

Сложности для грузоперевозчиков на границе с Польшей начались в феврале текущего года: 10 февраля польские власти полностью закрыли пункт пропуска «Бобровники» (с белорусской стороны – «Берестовица»). В качестве причины они назвали обеспечение общественной безопасности. Реакция белорусской стороны последовала через несколько дней – было обнародовано решение ограничить польским грузовым автомобилям и тягачам въезд на территорию Беларуси.

В ответ на это с 21 февраля Польша в пункте пропуска «Кукурыки» (с белорусской стороны – «Козловичи») ограничила движение грузового транспорта. Исключение делают только для большегрузов, зарегистрированных на территории ЕC.

Закономерным итогом таких решений стали многокилометровые очереди на белорусско-польской границе. Госпогранкомитет регулярно сообщает о скоплении транспорта на границе, а также задержках в его оформлении. Так, по данным на утро 22 марта, польская сторона оформила всего 55% фур от нормы за сутки. В пункте пропуска «Козловичи» в очередях на регулярной основе стоит не менее 500 большегрузов.

Перевозчики страдают не только на границе с Польшей, резко возросла нагрузка на латвийские и литовские пункты пропуска на границе с ЕС.

Грузоперевозчики приспосабливаются

Директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко обратила внимание на тот факт, что, помимо увеличения времени на простои в очередях и вытекающие отсюда финансовые затраты, в остальном условия работы для белорусов после февральских новаций не поменялись.

«Ограничения, введенные в «Кукурыках», продублировали прошлогодние санкции ЕС, распространяющиеся на Беларусь и запрещающие им пересекать границу с Польшей. Вот уже около года все перевозки выполняются по системе перецепа/перегруза»,– подчеркнула ​​она.

При этом от запрета пострадали перевозчики из других стран – не членов ЕС, которые въезжали на территорию Евросоюза через Беларусь. Это водители из Казахстана, Китая, Кыргызстана, Сербии, Молдовы, Узбекистана. Фуры из этих стран теперь тоже стоят в многокилометровых очередях на латвийской и литовской границах. К примеру, казахстанские перевозчики уже заявили о миллионных убытках из-за нарушения логистики.

«Белорусские фуры простаивали в километровых очередях на границе с Польшей, Литвой, Латвией весь прошлый год. Поэтому, как бы печально это ни звучало, но долгое и проблемное прохождение границы с ЕС для перевозчиков стало уже не чем-то из ряда вон выходящим, а плановыми издержками»,– отметила Т. Солдатенко.

Солдатенко 2.jpg Татьяна Солдатенко
Директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси»

Участники рынка приспосабливаются к текущим реалиям. Но по мере того, как растет количество запретов, ограничений и пакетов санкций, сокращается и количество перевозчиков, желающих работать со странами Евросоюза. Так, в 2022 г. спрос на перевозки сократился практически во все страны ЕС, за исключением Литвы, Италии и Венгрии. Рост показало сербское направление (страна не является членом Евросоюза).

В связи с этим одной из главных задач белорусских компаний в прошлом году стал поиск новых партнеров, поставщиков, рынков сбыта. Чтобы компенсировать потери, перевозчики переключились на другие направления. Так, количество заявок на перевозки в Россию за прошлый год выросло на 34%, в Казахстан – на 50%. Еще более резкий рост продемонстрировали относительно новые для РБ маршруты. К примеру, спрос на доставку грузов в Армению подрос почти в 2 раза, в Узбекистан – в 3 раза, в Грузию – в 4 раза.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений