С какими трудностями столкнулась из-за санкций белорусская металлургия
Поиск новых поставщиков, переориентация с европейского и украинского сырья, конкуренция с Китаем: накануне Дня металлурга представители отрасли рассказали, с какими проблемами столкнулись в последнее время из-за санкций.
Заместитель технического директора по подготовке металлургического производства – главный металлург ОАО «МТЗ» Илья Фирсов обратил внимание на проблемы с поставками сырья.
«В связи с существующими событиями резко пришлось переориентироваться на 180 градусов по европейским материалам. Благо, что есть аналоги в Российской Федерации, в том же Казахстане, Китае», – отметил он.
Также, по словам специалиста, тракторный завод был вынужден заменить украинские материалы на российские и отечественные. «Приходится быстро менять поставщиков, но мы пока справляемся. Аналоги имеются, работаем с РФ вплотную», – подчеркнул он.
Более подробно о ситуации в отрасли рассказал первый заместитель директора – замдиректора по науке ГНУ «Института порошковой металлургии НАН Беларуси» Вадим Савич. Он напомнил, что при Институте порошковой металлургии есть опытно-экспериментальное производство, которое выпускает промышленную продукцию для белорусских промпредприятий, таких как МТЗ и Белорусский металлургический завод.
По мнению В. Савича, для белорусской порошковой металлургии санкции в определенном смысле можно назвать благом. К примеру, если раньше предприятия отечественного автопрома закупали целую гамму порошковых деталей в Польше, то теперь завод, расположенный под Варшавой, не может осуществлять поставки в Беларусь.
«И наш Молодечненский завод порошковой металлургии, который работает по тем технологиям, которые изначально были разработаны в институте, немножко увеличил выпуск продукции», – отметил первый замдиректора.
В то же время санкции принесли и ряд существенных проблем. В. Савич рассказал, что Институт порошковой металлургии использовал в производстве легированные порошки из Швеции.
«Они имели великолепные технологические свойства, хорошие свойства в готовой продукции. Сейчас ни мы, ни россияне этого не имеем», – отметил он.
Несколько видов аналогов такого сырья освоили за последние 3 года в РФ – на предприятии «Северсталь». И белорусские предприятия с ними работали, но возникла другая проблема.
«Поскольку российские коллеги пользовались шведскими порошками, то, когда их не стало, все ринулись на «Северсталь», и теперь там конкуренция между нами. Мы давно сотрудничаем с этим предприятием, иногда им оказывали техническую поддержку, они к нам регулярно приезжают на научные конференции, поэтому нам удалось часть сырья «вырвать» уже в мае. Хотя нас официально поставили в очередь только на ноябрь», – подчеркнул В. Савич.
Есть проблемы и в части импортозамещения, обратил внимание специалист. В качестве примера В. Савич привел попытку сотрудничества Института порошковой металлургии с Барановичским станкостроительным заводом. Предприятие из Барановичей долгие годы покупало порядка 4–5 порошковых деталей в Европе (в общем количестве до 150–160 тыс. штук каждого типоразмера в месяц).
Но пришло время, когда Европа им отказала. Представители компании обратились в научное учреждение, обсудили все вопросы. Да, специалисты института технически готовы решить задачу, но придется начинать с нуля. Первый замдиректора уточнил: чтобы запустить производство, нужно разработать оснастку, освоить технологию, провести оценку затрат, а на все это нужно время.
Чтобы снять остроту проблемы, предприятие, по словам В. Савича, нашло поставщиков в Китае. Правда, нужные детали пришлось потом дорабатывать на заводе в Барановичах. Кроме того, усложнилась логистика: продукцию везут из Китая самолетами в Москву, а оттуда ее приходится забирать автотранспортом.
«Мы с техническими специалистами предприятия обсудили все вопросы, что мы должны пошагово делать. Выбрали две детали, на которых мы должны отработать технологию, и оценили их цену. Да, по одной мы почти в 2 раза дороже, чем китайский аналог, по другой – в 1,8 раза. Но мы не уставали подчеркивать, что это опытная партия, которая изготавливается одноразово для оценки всех этапов и затрат», – отметил ученый.
В случае если барановичское предприятие согласилось бы сотрудничать, то тогда принималось бы решение о реализации инвестиционного проекта по строительству на молодечненском заводе автоматизированного массового производства, которое смогло бы закрыть все потребности заказчика.
«Но уже месяц не можем подписать договор на каких-то 5 тыс. деталей, чтобы нам оплатить затраты на разработку оснастки. Из Китая, оказывается, дешевле. Заводу это выгодно, цена ниже, но вдруг те же китайцы когда-то скажут «нет». И что? Останавливать производство?» – эмоционально отреагировал В. Савич и подчеркнул, что такое решение, возможно, правильно в текущий момент, но стратегически может оказаться абсолютно неверным.