Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Туризм
11.04.2023 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №29(2625) от 11.04.2023
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Архангельск в качестве альтернативы: белорусов будут ориентировать на отдых в РФ

Фото: freepik.com

Белорусский туристический рынок все больше замыкается на России. Россияне и раньше были желанными гостями в нашей стране и составляли львиную долю всех иностранных туристов, но сейчас уже и белорусам активно предлагают отдыхать в соседней стране. Захотят ли наши соотечественники проводить отпуска в российских регионах, даже в условиях тотального дефицита других выездных туристических направлений? «ЭГ» выслушала мнения властей и представителей турбизнеса, чтобы разобраться, чего ждать от такого сближения.

Операция «Унификация»

Россия сейчас является основным партнером Беларуси в сфере туризма, и дальнейшую политику в этой отрасли нужно строить исходя из этого факта. Такого мнения придерживается заместитель министра спорта и туризма Беларуси Олег Андрейчик.

В качестве аргумента чиновник приводит данные статистики. В 2022 г. нашу страну посетило чуть более 3 млн туристов, из них 96% – это гости из России. Что касается экспорта, то отрасль оказала услуг на 180 млн USD, 97% от этой суммы привезли представители страны-соседки.

В целом количество иностранных туристов по сравнению с пандемийным 2020 г. выросло на 30%, но не достигло результатов 2019 г. В прош­лом году в нашей стране отметились гости из 73 стран мира, несмотря на очевидные логистические трудности. В частности, замминистра посетовал на прекращение авиасообщения с Европой, которое серьезно ударило по туротрасли. При этом рост турпотока из России смог компенсировать эти потери.

Говоря о других перспективных направлениях, О. Андрейчик отметил работу с китайскими коллегами. Сейчас в КНР сформировали перечень стран, куда можно ездить их организованным туристическим группам. Беларусь, правда, в этот перечень не вошла. На текущий момент в Минспорта работают над выполнением рекомендаций китайских партнеров и надеются, что к лету этот вопрос благополучно разрешится. Тогда и белорусские организованные группы получат возможность поехать в Китай, и китайские туристы смогут приехать к нам. Кроме того, сейчас ведется работа по организации прямых авиа­рейсов из Тегерана, обсуждаются вопросы открытия авиасообщения с Индией и Пакистаном.

Перспективы перспективами, а львиная доля усилий всей отрасли сейчас направлена на активизацию сотрудничества с РФ. Как отметил председатель правления Республиканского союза туристической индустрии (РСТИ) Филипп Гулый, «мировые вызовы подтолкнули к тому, что мы (РБ и РФ – прим. автора) друг у друга есть».

В этой связи сейчас ведется активная работа по унификации профильного законодательства. В частности, одна из 28 интеграционных дорожных карт РБ и РФ касается именно туристической деятельности. Законодатели двух стран сейчас совместно прорабатывают нормативные акты в сфере туризма. Их задача – сделать так, чтобы на рынках Беларуси и России действовали одинаковые правила для всех. К примеру, новый закон о туризме, который вступил в силу в Беларуси с 1 января 2023 г., во многом написан с оглядкой на российское законодательство.

Еще один пример – классификация и сертификация гостиниц. В Беларуси она пока добровольная, в РФ же есть обязательная норма. И сейчас Минспорта работает над тем, чтобы внедрить такое предписание и в отечественное законодательство. О. Андрейчик объясняет, что об этом просят российские коллеги. Так туристам из РФ будет удобнее и понятнее, какому статусу соответствует та или иная гостиница.

В целом основной упор сейчас делается на развитие сотрудничества с регионами России. Замминистра спорта и туризма отметил, что за последние три года выстроены отношения практически со всеми субъектами РФ. Ключевую роль в этом играет открытие прямого авиа­сообщения. На данный момент известно о прямых рейсах в белорусскую столицу из Архангельска, Калуги, Нижнего Новгорода, Перми, Уфы и других городов.

К этим рейсам привязываются и конкретные туристические программы. К примеру, из Калуги планируют отправлять в Беларусь школьные экскурсии, а с Башкортостаном обсуждается программа «Белорусско-башкирское долголетие» – туры для пенсионеров.

Что касается того, что привлекает российских туристов в нашей стране, то в первую очередь речь идет о санаториях, в частности, о санаторно-курортном лечении. Эта услуга, как отмечают эксперты, пользуется огромным спросом. Кроме того, россиянам активно предлагают экскурсии по достопримечательностям страны (автобусные и автомобильные), отдых в агроусадьбах, туры выходного дня по Минску.

Архангельск, Калуга, круизы по Енисею

Тенденция, ставшая особенно заметной в последние месяцы, – белорусов теперь активно ориентируют на отдых в России. Как отметил Ф. Гулый, и Беларусь, и Россия сейчас серьезно ограничены в выездном туризме.

Напомним, что массовых выездных направлений с вылетом из Беларуси на текущий момент осталось всего четыре: ОАЭ, Египет, Грузия и Турция. Различные санкционные ограничения, небольшое количество направлений и провозных мощностей привело к тому, что белорусский турбизнес не способен удовлетворить спрос на отдых за границей. К примеру, в сезоне 2022 г. на одно место на курортах Грузии претендовали 2–3 белоруса. Такая ситуация привела к бурному росту популярности раннего бронирования. И уже в феврале туркомпании сообщали о загруженности бортов.

«Мы ищем новые направления. Какие-то из них белорусскому туристу действительно понравятся. Какие-то не совсем, потому что либо дорого, либо далеко, либо не сильно отличается от того, что есть у нас. Но в регионах РФ сейчас действительно есть желание побороться за белорусского туриста», – подчеркнул глава РСТИ.

Белорусы уже неплохо знают и часто ездят в Москву и Санкт-Петербург, есть групповые туры и в дальние регионы РФ – например, на Камчатку. Предлагаются круизы по Лене и Енисею. Открытие авиа­сообщения с другими регионами соседней страны позволит создать новые программы. В частности, в РСТИ считают, что успехом будет пользоваться Север России – Мурманск и Архангельск. Теперь дело за туроператорами, которые должны предложить интересные туры.

Ф. Гулый также считает, что российские туркомпании должны активнее адаптировать свои продукты под белорусов – делать их интересными и доступными, обеспечить логистику. А самое главное – рассказать потенциальным туристам о своих возможностях. Этого сейчас не хватает, не все белорусы готовы глубоко изучать, чем интересны различные регионах России. Для этого российская сторона должна вкладывать средства в рекламу, билборды, информационные туры.

Председатель правления РСТИ также обратил внимание на то, что несмотря на тесные отношения двух стран в Союзном государстве, белорусы считаются иностранными туристами в РФ. Кроме того, есть различия в подходах к туркомпаниям. При этом наш бизнес хотел бы иметь равные права с российскими коллегами, к примеру, получать субсидии, участвовать в программах кешбэка. Этот вопрос планируется обсуждать как на уровне властей, так и на уровне участников туристического рынка. Есть вопросы и в части банковских расчетов, налоговой отчетности, бухгалтерских правил.

«Нам с российскими коллегами надо меняться если не в одну сторону, то хотя бы понимать, кто в каком направлении двигается», – резюмировал Ф. Гулый.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by