Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Між Літвой і Украінай»: Беларусь остановила транзит стратегических грузов из Вильнюса в Киев

Фото: пресс-центр БЖД
Литва запретила транзитные перевозки железнодорожным транспортом по своей территории белорусских калийных удобрений, а Беларусь в ответ ввела аналогичный запрет, в отношении в т.ч. литовских нефтепродуктов. Санкционное противостояние с соседями развивается по не самому мягкому сценарию, но возможные взаимные убытки подсчитать пока сложно.

Литовская сторона остановила транзит продукции ОАО «Беларуськалий» с 1 февраля. Сделано это после двухмесячного обсуждения данной меры властями страны. Инициативное решение, по сути, является поддержкой официальным Вильнюсом одного из направлений санкций США против официального Минска.

21 декабря прошлого года специальная комиссия постановила, что договор между «Беларуськалием» и Литовскими железными дорогами «не отвечает интересам нацио­нальной безопасности». 12 января заключение было утверждено литовским правительством и стало основанием для расторжения договора в одностороннем порядке.

Запрет оказался избирательным

Уже 22 декабря белорусская сторона дала понять, что такие действия могут иметь последствия в виде контрсанкций. Тогда Александр Лукашенко пригрозил Литве запретом транзита в Украину через белорусскую территорию.

Почему речь шла именно об украинском направлении, стало ясно чуть позже, когда Минск заявил о принятии своего решения. Озвучить его поручили МИДу. В заявлении от 2 февраля сообщалось о введении запрета транзитных перевозок по территории Беларуси следующих из Литвы железнодорожным транспортом нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений, погруженных на станциях Литовских железных дорог.

По информации министерства, по территории РБ таких грузов перевозится около 1,5–1,6 млн тонн на сумму более 1 млрд USD ежегодно.

Сообщалось, что решение вступит в силу с 7 февраля и будет объявлено Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ. На момент подготовки номера оно таким образом официально не объявлялось и не публиковалось.

Новые пути поставок продукции в обход Беларуси в Литве начали прорабатыватьcя уже в день, когда было озвучено решение о контрмерах. 3 февраля было объявлено, что грузы, направляющиеся в Украину, будут доставляться через Польшу.

Нефть развернули сами, с калием – сложнее

Интересен выбор объектов для ответных мер. Ограничения коснулись тех товарных групп, в которых белорусские производители с литовскими выступают прямыми конкурентами, особенно на украинском рынке. Можно сказать, этим решением подтверждается тезис о том, что санкции стоит рассматривать как конкурентную борьбу.

Из минеральных удобрений в соседней стране не производят разве что калийные. Нефтепродукты выпускаются на Мажейкяйском НПЗ, принадлежащем польскому концерну PKN Orlen. Дочерняя компания формирует до 15% бюджета страны, являясь крупнейшим литовским налогоплательщиком и экспортером. В этом смысле белорусские контрсанкции действительно похожи на симметричные.

Первые партии продукции в обход Беларуси производитель начал отправлять еще в конце прошлого года. Тогда это логистическое решение рассматривалось как дополнительное и запасное, теперь – как основное.

Подробной информации об импорте нефтепродуктов в Украину в открытом доступе не очень много. По данным аналитического центра «Украинский институт будущего», в 2020 г. Мозырский НПЗ поставил в страну более 820 тыс. тонн бензинов, Мажейкяйский НПЗ – более 232 тыс. тонн. Белорусские поставки заняли 78% импорта бензинов, литовские – 21%. На остальных поставщиков приходится доля менее процента.

Таким образом, ответные санкции касаются второго по объему игрока рынка после белорусского.

Интересно и то, что если от транзита нефтепродуктов через Клайпедский порт белорусская сторона отказалась сама в конце позапрошлого года, занявшись переориентацией на российские порты, то аналогичное по сути решение по калию, который после железной дороги перевозился по морю, но уже с литовской стороны, воспринимается достаточно болезненно.

Озвученная властями оценка объемов продукции, экспортные потоки которой необходимо куда-то перенаправить, – около 12 млн тонн. Это в 7,5 раза больше, чем количество продукции, попавшей, по версии белорусской стороны, под контрсанкции. И с этой точки зрения они не симметричны.

Оценить названную цифру сложно: данные о внешних поставках подсанкционных товаров из Беларуси с прошлого года не публикуются, а в 2020 г., согласно данным Белстата, на экспорт было поставлено меньше названного объема – 7,14 млн тонн калийных удобрений. Однако стоит учитывать, что это показатель периода снижения внешнего спроса во время начала пандемии коронавируса, и в 2021 г. он наверняка был значительно превышен.

***

Белорусский производитель удобрений намерен отстаивать интересы в судебном порядке. 28 января, еще до фактической остановки транзита, ОАО «Беларуськалий» подало в Вильнюсский окружной административный суд жалобу на решение правительства Литвы, по которому Литовским железным дорогам было предписано расторгнуть долгосрочный договор о транспортировке товара. Компания требует отменить решение.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений