Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Банковский сектор в 2024 году получит больше внимания со стороны Нацбанка

Традиционно первыми свой профессиональный праздник в новом году отмечают банковские и финансовые работники. Дата данного события приходится на первое воскресенье января: в 2024 г. – 7 января. Редакция «ЭГ» поздравляет всех представителей финансового сектора с профессиональным праздником и представляет обзор, посвященный достижениям отрасли.

Статистический портрет банковского сектора

По данным Нацбанка, на 1 января 2024 г. в Беларуси зарегистрированы 22 банка, из которых один находится в стадии ликвидации. Еще 4 организации имеют статус небанковских кредитно-финансовых организаций (НКФО). При этом нужно отметить, что две из них также находятся в процессе ликвидации. 16 банков и НКФО относятся к учреждениям с иностранным капиталом, в 12 организациях доля иностранного инвестора превышает 50% и еще в двух достигает 100%. 11 банков отнесены регулятором к системно значимым банкам первой или второй группы значимости, что отражает их важность и степень влияния на белорусскую экономику и определяет требования регулятора к управлению риском.

Рассмотрим наиболее важные изменения, произошедшие в 2023 г. Так, ЗАО «Альфа-Банк» перемес­тился из второй группы в первую, что отражает увеличение доли банка в активах и совокупном капитале банковской системы. ОАО «Банк БелВЭБ» наоборот сместился с первой группы во вторую. Исключен из списка второй группы системной значимости ОАО «Банк Дабрабыт». Вместо него в перечень регулятор добавил ОАО «БНБ-Банк».

Совокупный зарегистрированный уставный фонд действующих банков на 1 декабря 2023 г. составил 9,2 млрд руб., его величина с начала года выросла на 20 млн руб. (0,2%). Общий размер активов банков на данную дату составил 122,3 млрд руб., увеличившись с начала года на 16,6%. Удельный вес требований к резидентам в активах банков на 1 декабря 2023 г. составил 86,3%. То есть основной функцией белорусских банков по-прежнему остается кредитование экономики и населения.

Нормативный капитал действующих банков по состоянию на 1 декабря 2023 г. составил 19,7 млрд руб. и увеличился с начала года на 12,4%. Таким образом достаточность нормативного капитала на указанную дату составила 19,9% при нормативе не менее 10% (-1,1 п.п.), рентабельность нормативного капитала – 15,4% (+2,2 п.п.). Пассивы банков на 1 декабря 2023 г. на 69,3% сформированы за счет средств резидентов, в т.ч. 30% – средств субъектов хозяйствования, 22,7% – средств физлиц.

Обеспечение финансовых транзакций

Мы не устанем повторять, что банки не являются простыми финансовыми посредниками, зарабатывающими на «перекладывании» денег с одного счета на другой. Не следует забывать, что существенная часть доходов, которую получают банки, идет на развитие сервисов и разработку технологий, делающих нашу жизнь комфортнее, а платежи – безопаснее. Именно с помощью банковской инфраструктуры мы сегодня можем снимать наличные деньги или осуществлять платежи с использованием банковских карт, в т.ч. самыми современными способами – дистанционно и даже с использованием биометрии.

По состоянию на 1 октября 2023 г. в обращении находилось 19 млн банковских карточек (рост на 13,8% с начала года), платежными терминалами оборудованы места приема оплаты у 150 тыс. организаций торговли, а общая сеть банкоматов и инфокиосков насчитывала 4218 и 2463 единицы оборудования соответственно. Объем операций, совершенных с использованием банковских карточек, за первые 9 месяцев составил 104,6 млрд руб., что на 19,2% больше, чем в прошлом году (87,8 млрд руб.). В то же время доля снятия наличных остается высокой – 33,8 млрд руб., или 32,3%.

Благодаря банкам осуществляются платежи между субъектами хозяйствования. С января по ноябрь 2023 г. через банки прошло 82,3 млн платежных инструкций на сумму 906,7 млрд руб. В среднем это 246 тыс. платежных инструкций в день на сумму 2,7 млрд руб. Таким образом, банки – это не только финансовый посредник, но еще и поставщик новых сервисов и технологий, а также часто проводник законодательных изменений в финансовой сфере.

Лизинг, МФО, рынок ценных бумаг

Финансовый сектор Беларуси – не только банки и НКФО, но и лизинговые и микрофинансовые организации, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг. По состоянию на 1 октября 2023 г. в реестр лизинговых организаций в Беларуси включены 99 лизинговых организаций (в 2022 г. – 101), из которых 28 – с участием иностранного капитала (в 2022 г. – 29). Совокупный уставный фонд лизинговых организаций на 1 октября 2022 г. составил 1,2 млрд руб. Объем лизингового портфеля лизинговых организаций РБ на 1 октября 2023 г. составил 9 млрд руб., увеличившись за последние 12 месяцев на 20,6%. Как и прежде, более 85% лизингового портфеля представлены договорами, заключенными с юрлицами и ИП, а на физлиц приходится больше договоров – 160,8 тыс. против 44,4 тыс. Всего же с начала года лизинговые организации заключили с клиентами обеих категорий 48 тыс. договоров, увеличив их общее количество на 30%.

В реестр микрофинансовых организаций по состоянию на 1 октября 2023 г. Нацбанком включено 81 юрлицо (на 01.10.2022 – 79). Совокупные активы МФО на 1 октября 2023 г. составили 66,5 млн руб., собственный капитал – 49,8 млн. За январь-декабрь 2023 г. МФО предоставили заемщикам по договорам микрозайма более 200 млн руб.

Согласно реестру Минфина по состоянию на 20 декабря 2023 г. в Беларуси зарегистрированы 46 проф­участников рынка ценных бумаг (в 2022 г. – 48), которые осуществляют деятельность по организации торговли ценными бумагами, брокерскую или иные виды деятельности, требующие получения соответствующего специального разрешения (лицензии).

Год поддержки реального сектора экономики

В отличие от 2022 г., когда банки столкнулись с дефицитом ликвидности из-за внешних шоков, связанных с событиями в Украине, в 2023 г. финансово-кредитные учреждения были вынуждены решать проблему противоположного рода – избытка свободных средств в связи с отказом Нацбанка от проведения аукционов по управлению спросом и предложением ликвидности. При этом регулятор начал активно влиять на процентные ставки, снижая расчетную величину стандартного риска, понуждая банки активнее кредитовать экономику и население. Фактически на протяжении всего года мы наблюдали белорусский вариант монетарного стимулирования, что безусловно дало свой эффект ценой накопления макроэкономических дисбалансов и значительного сокращения процентной маржи банков.

Как мы неоднократно отмечали ранее, Нацбанк пошел по пути поддержания реального сектора экономики за счет ресурсов банковского сектора. И хотя на финансовой устойчивости банков это не отрази­лось (все показатели остались в норме), многие из них вынуждены были пойти по пути расформирования резервов, чтобы сохранить прежнюю прибыльность. А желание обеспечить банковский сектор дешевыми ресурсами привело к тому, что Нацбанк фактически поставил на кон сберегательные процессы – снижение процентных ставок привело к тому, что прирост рублевых вкладов замедлился, и они перестали покрывать отток валюты.

Однако ускорение инфляции в последние месяцы 2023 г. заставило регулятора пересмотреть ориентиры и вернуться к решению профильной задачи – обеспечению финансовой устойчивости в условиях растущей инфляции. Для банковского сектора это прежде всего означает, что гайки, завинченные до предела, будут ослаблены. Ранее сообщалось о возобновлении с 3 января 2024 г. операций по регулированию ликвидности банков, значение РВСР начало осторожно повышаться, давая тем самым банкам больше возможностей по управлению ликвидностью и кредитной деятельностью.

Пока ситуация остается контролируемой, можно ожидать, что Нацбанк продолжит действовать максимально мягко, чтобы дать предприятиям и населению достаточно времени для перестройки. Однако если скорость роста инфляции будет более быстрой, чем ожидалось, ослабление нацвалюты ускорится или в очередной раз возникнут какие-либо внешние шоки, то Нацбанк может перейти к более быстрому ужесточению денежно-кредитной политики.

Пока же можно сказать, что белорусский регулятор вполне эффективно лавирует между решением задач по стимулированию экономики и поддержанием финансовой устойчивости.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by