$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бюджет

Баланс неизменных потребностей и ограниченных возможностей©

12.01.2016

Республиканский бюджет на 2016 г., принятый в самом конце декабря, складывался под воздействием нескольких противоречивых тенденций. С одной стороны, власти стремятся хотя бы внешне сохранить его социальную направленность и продолжать поддержку госпредприятий. Но делать это все труднее в условиях падения доходов от внешней торговли, сокращения иностранных инвестиций и сложностей с рефинансированием государственного долга. Ограниченные возможности казны и требования зарубежных кредиторов заставляют сокращать привычные расходы, резервировать значительные суммы в виде профицита бюджета и не позволяют снижать налоговую нагрузку.

Законом от 30.12.2015 № 341-З «О республиканском бюджете на 2016 год» расходы казны утверждены в размере 163,4 трлн. Br исходя из прогнозируемых доходов в размере 180,6 трлн., что в текущих ценах соответственно на 15,9% и 15,3% больше, чем первоначально планировалось на прошлый год. При этом рост экономики Беларуси запланирован на уровне 0,3%.

Ресурсное заклятие

Главным источником наполнения бюджета традиционно остаются налоги. Они должны составить 141,492 трлн. Br – 73,3% всех поступлений в бюджет, тогда как в прошлом году они должны были составлять 81,8%. Однако такое снижение вряд ли можно объяснить уменьшением налоговой нагрузки: если сумма планируемых налогов в текущих ценах вырастет на 10,5%, то неналоговых поступлений – более чем в 1,5 раза. Отметим, что все сравнения, сделанные в текущих ценах, существенно меняются, если их проиндексировать на уровень инфляции и еще больше – в валютном эквиваленте.

Динамика доходов бюджета представлена на диаграмме на с. 4. Как видим, составители бюджета ожидают существенного изменения в структуре налогов. Основную ее долю по-прежнему составляют косвенные налоги. Поступление НДС должно увеличиться на 11,5%, а акцизов – даже снизиться на 0,7% (такова цена поддержки производителей алкоголя).

Доля первого из этих налогов вырастет с 40,8% в общем объеме налоговых доходов бюджета до 41,2%, а второго – снизится с 16,4 до 14,7%. Поступление налога на прибыль должно увеличиться на 12,2%, а его доля – с 6,4 до 6,5%. Таким образом, ожидается, что рост выручки и финансовых результатов в лучшем случае будет на уровне планируемой инфляции.
Компенсировать стагнацию бизнеса власти намерены за счет увеличения доли ресурсных платежей. Так, вывозные таможенные пошлины увеличатся на 24,3%, специальные сборы, пошлины – на 46,1%, экологический налог – на 42%, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов – на 73,7% (а его доля – с 2,3 до 3,6%), статья «другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы» – в 1,8 раза.
Доходы государственных целевых бюджетных фондов должны вырасти на 24%, до 5,7 трлн. Br. В т.ч. республиканского дорожного фонда – на 38%, до 4 трлн., инновационного фонда – на 23%, до 933 млрд. А вот доходы фонда национального развития предположительно сократятся на 7,7% к плану прошлого года, до 799,5 млрд. Br.


Государство – рантье и экзекутор


Весьма интересно выглядят структура и динамика неналоговых доходов, которые должны увеличиться по сравнению с 2015 г. на 53,9% (до 29,7 трлн. Br), а их доля – с 12,3 до 16,4% всех доходов. Столь стремительный рост обеспечит наращивание поступлений от использования госимущества на 16,6% (свыше 15 трлн. Br), в т.ч. процентов за пользование денежными средствами бюджетов – в 2,3 раза. Дивиденды по акциям останутся практически на уровне прошлого года, зато доходы от прибыли унитарных предприятий и гособъединений должны вырасти на 23%. Вряд ли эффективность этих структур столь значительно вырастет, но у некоторых из них собственник сможет изъять больше, чем обычно. Аренда госимущества принесет казне всего на 11% больше, чем в прошлом году (520 млрд. Br), а его реализация – на 1/3 больше (818,1 млрд.). Поступления по статье «Прочие неналоговые доходы» оптимистично увеличены в 3 раза – с 3,2 трлн. до 10,4 трлн. Br.
Предупреждением для бизнеса должны послужить планы собрать штрафов на 35% больше, чем в 2015 г., – 1,2 трлн. Br, и получить 630 млрд. доходов от конфискаций – на 89% больше, чем годом ранее. Учитывая, что базовая величина, которая служит номиналом для размера штрафов, с 1 января увеличивается всего на 16,7% (со 180 тыс. до 210 тыс. Br), можно предположить, что привлекать к административной ответственности в текущем году будут чаще и по максимуму.
 

Экономная расточительность


Расходная часть бюджета формируется под давлением противоречивых факторов. С одной стороны, власти пытаются сохранить поддержку государственного сектора экономики и социальные программы. Но, с другой, ресурсов для этого остается все меньше. В результате ряд статей пришлось сократить, а иные выросли гораздо ниже предполагаемого уровня инфляции.
Например, финансирование общегосударственной деятельности, составляющее 45% всех расходов, вырастет в этом году на 17% по сравнению с 2015-м – до 73,1 трлн. Br. При этом расходы на исполнительную «вертикаль» увеличены на 12,8%, до 1,01 трлн. Br, на финансовые и налоговые органы – на 9,1%, до 2,4 трлн., на международную деятельность – на 36,8%, до 2,6 трлн. Br. Более всего вырастут расходы на обслуживание госдолга – на 48,5%, для чего предусмотрено 20,2 трлн. Br (12% всех расходов). При этом расходы на обслуживание внутреннего долга вырастут почти вдвое (до 6,5 трлн.), а внешнего – на 32,4%, до 13,7 трлн. Br.
Фундаментальные научные исследования проиндексированы всего на 7% (869,6 млрд. Br), государственная инвестиционная программа – на 8,1%, до 2,27 трлн., расходы на научную, научно-техническую и инновационную деятельность – на 9,5%, до 2,298 трлн. Br. Но ученым еще повезло – финансовая помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и вовсе сокращена почти на треть – до 300 млрд. Br. Зато расходы на возмещение юридическим лицам 50% от суммы процентных платежей по внешним государственным займам и внешним займам, полученным под гарантии правительства, увеличены на 69,9%, до 767,8 млрд. Br.
На погашение долга органов местного управления и самоуправления предусмотрено 729,7 млрд. Br. Межбюджетные трансферты будут увеличены на 13,8%, до 39,7 трлн. (24% всех расходов). При этом предусмотрены дотации региональным бюджетам в сумме 25,9 трлн.Br (против 24,1 трлн. в 2015 г.)
Расходы на национальную оборону проиндексированы на уровень инфляции (12%) и составят 9,069 трлн. Br, а на правоохранительную деятельность и безопасность несколько больше (14%) – до 17,5 трлн., что составит почти 11% всех расходов. Поддержка национальной экономики обойдется налогоплательщикам в 26,9 трлн. Br (16,5% всех расходов), что на 18% больше, чем в прошлом году. Впрочем, вряд ли это окончательная цифра, если принимать во внимание практику издания секретных указов о финансовом оздоровлении неназываемых предприятий на нераскрываемых условиях под грифом «ДСП». 
Пока сельское хозяйство в этом году может рассчитывать на вливание 9,5 трлн. (на 6,7% больше, чем в 2015 г.), промышленность – на 6,5 трлн. (+12%), дорожное хозяйство – на 5,4 трлн. (+23%), лесное – на 1,6 трлн. (+14%), транспорт – 358 млрд. (+15%), связь – 73 млрд. Br (+2,6%). В 2,3 раза увеличено финансирование ТЭК – до 2,7 трлн. Br.
Коммунальным службам достанется на 6,3% меньше, чем в прошлом году, – только 83 млрд. Br, а в рамках Госпрограммы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС расходы на проведение мер по радиационной защите сократятся с 803 млрд. до 794 млрд. Br, на восстановление и развитие пострадавших регионов – c 1,1 трлн. до 1,02 трлн. Br. Расходы на здравоохранение увеличиваются на 17%, до 7,6 трлн. Br (причем, минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя по республике вырастет с 3667,6 тыс. до 4242,7 тыс. Br), образование и культуру – на 7,8%, до 8,3 трлн. и 834 млрд. Br соответственно, зато на физкультуру, спорт, СМИ – в 1,3 раза (до 3,5 трлн. Br).
Доля финансирования социальной политики в общем объеме расходов сохранится на уровне прошлого года – 10%. Удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в республиканском бюджете сократится c прошлогодних 5,1% до 4,8% при увеличении финансирования на 9,7%. В частности, предусмотрена передача из республиканского бюджета в бюджет фонда социальной защиты населения субвенций на выплату пособий семьям, воспитывающим детей, пенсий госслужащим, пенсий за особые заслуги, военнослужащим срочной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат на сумму 5,8 трлн.
Расходы государственных целевых бюджетных фондов в этом году увеличатся на 30%, до 10 трлн. Br, в т.ч. фонда национального развития – на 37%, до 3,6 трлн. Кстати, из этого фонда, в частности, предусмотрено предоставление семьям безналичных денежных средств в размере 10 тыс. USD при рождении, усыновлении третьего или последующих детей – на общую сумму 2 трлн. Br. Для кредитования жилищного строительства в банковских вкладах «Беларусбанка» и «Белагропромбанка» будут размещены временно свободные средства фонда национального развития в размере 3 трлн. Br – пока на собранные со всех налогоплательщиков деньги не получат право претендовать подросшие получатели «материнского капитала».
Расходы дорожного фонда запланировано увеличить на 22,7%, до 5,4 трлн. Br, инновационного – на 48%, до 933 млрд. Напомним, доходы всех целевых бюджетных фондов будут сформированы в размере 5,7 трлн. Br.
Исполнить такой напряженный бюджет планируется с профицитом в размере 17,1 трлн. Br. Напомним, что за 11 месяцев 2015 г. при спаде экономики на 3,9% доходы казны на 21,7 трлн. превысили расходы, которые были профинансированы только на 85% от плана. Так что за своевременность исполнения долговых обязательств приходится расплачиваться жесточайшей экономией и увеличением долгов. Закон о бюджете на 2016 г. предусматривает финансирование профицита из внутренних источников на сумму 17,3 трлн. Br, а также привлечение средств в размере 8,5 трлн. для погашения госдолга.


Долг лимитом красен


Законом № 342-З лимит внутреннего госдолга установлен в размере 115 трлн. Br (в 1,9 раза больше, чем первоначально планировалось в 2015 г.), внешнего – 17 млрд. USD (рост на 3%), гарантированного долга: внутреннего – 66 трлн. Br, внешнего – 3,5 млрд. USD (рост в 1,5 раза и на 16% соответственно). Как и в прошлые годы, в Законе № 342-З декларируется, что в случае превышения фактических размеров внутреннего и (или) внешнего долгов, гарантированных Республикой Беларусь, над утвержденными лимитами правительством решения о предоставлении новых гарантий не принимаются. Но ничто не мешает увеличивать эти лимиты указами. К примеру, в 2015 г. это делалось 5 раз, причем последние два (указами от 22.12.2015 № 513 и от 31.12.2015 № 532) – одновременно с принятием Закона № 342-З.
Впрочем, любые другие цифры, закрепленные в законе, тоже можно считать лишь весьма приблизительным ориентиром. Все зависит от того, какой будет реальная бюджетная политика в республике, а не официально принятый бюджет, нарушение которого из года в год закрепляется указами. А потому просчеты в выборе исходных констант и диапазона переменных, на основе которых формируется финансовый план страны (вроде мировых цен на нефть, валютного курса, темпов роста экономики в целом и экспорта в частности и т.д.), власти компенсируют чрезвычайной гибкостью любых параметров бюджета и налоговых решений. Так, правительство вправе при необходимости вносить Президенту предложения об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2016 год не более одного раза в квартал, если иное не установлено законодательными актами. А в соответствии с п. 7 ст. 111 Бюджетного кодекса, введенным в текущем году, при невыполнении показателей прогноза социально-экономического развития и основных направлений денежно-кредитной политики республики Минфин обязан принять меры по блокированию расходов республиканского бюджета с последующим внесением в установленном порядке предложений об их сокращении при уточнении отдельных показателей республиканского бюджета.
 

Оксана КУЗНЕЦОВА

Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА