Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9777
EUR:
3.4782
RUB:
3.7155
BTC:
117,897.00 $
Золото:
322.09
Серебро:
3.7
Платина:
128
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Автодороги Беларуси: куда будут направлены усилия в 2025 году

Фото из открытых источников

Об утверждении Правительством Концепции развития системы платных автомобильных дорог «ЭГ» сообщала накануне праздников. Постановление Совмина от 20.12.2024 № 991, вступившее в силу с 26 декабря 2024 г., определило цели и задачи развития этого направления на период до 2030 г. Каковы будут в целом векторы эволюции системы автодорог Беларуси в наступившем году и далее? Об этом стало известно из недавнего интервью министра транспорта и коммуникаций Алексея Ляхновича.

2025 год – особый: Беларусь в фарватере транспортной политики ЕАЭС

С 1 января 2025 г. председательство в ЕАЭС перешло к Беларуси, поэтому совершенствование единого транспортного пространства и логистики естественным образом станет одним из важнейших внешнеэкономических приоритетов Минска на ближайший год.

Наряду с работой по завершению создания равных (недискриминационных) ус­ловий деятельности для стран ЕАЭС и обеспечением справедливой конкуренции нужно будет уделять большое внимание вопросу отмены разрешительной системы на все виды международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны и из них. Эта задача, в свою очередь, потребует совершенствования уже существующих логистических цепочек передвижения грузов и создания новых, которые бы позволяли развивать транспортные коридоры с соблюдением критериев скорости и безопасности.

По словам А. Ляхновича, и дорожное строительство, и содержание уже функ­цио­нирующих дорог в надлежащем состоянии требуют огромных средств. По­этому большая часть финансирования осуществляется из республиканского бюджета. В настоящее время стоимость ремонта 1 км автодороги, при котором нужно срезать устаревшее покрытие и положить новый асфальт, составляет около 350 тыс. руб. Капитальный ремонт с доведением нагрузки на ось до 11,5 т увеличивает стоимость работ до 2 млн руб., реконструкция 1 км и вовсе доводит расходы до 10 млн руб. за 1 км. Это важно принимать в расчет для понимания масштабности задач.

Белорусские автодороги – элемент транспортной системы ЕАЭС

Располагаясь традиционно на перекрестке международных транспортных коридоров, Беларусь просто вынуждена изыскивать все возможные меры для поддержания автомобильных трасс на должном уровне. Поэтому, по словам министра, выделение ресурсов из госбюджета в 2023 и 2024 гг. шло с постоянным ростом. Такую динамику планируется сохранить и в 2025 г. Если в 2023 г. дорожные строители привели в надлежащее состояние порядка 3000 км дорог, то в 2024 г. эта цифра выросла уже до 5000 км. При этом если на все виды дорожных работ в 2024 г. было выделено 2,2 млрд руб., то в 2025 г. запланирована сумма в 2,3 млрд руб.

Председательство Минска в ЕАЭС само собой определило приоритетность трасс для реконструкции: основное внимание в 2025 г. будет уделяться «коридорам».

Прежде всего, это магистраль М3, которая соединяет столицу с Витебском и по сути является воротами на северо-восточном выезде из страны, по направлению в Санкт-Петербург. Наиболее проблемный участок протяженностью 15 км в 2024 г. успешно сдан в эксплуатацию. В этом же направлении работы будут произведены на трассе Р46. В настоящее время работы ведутся в направлении границы с Минской областью, а в целом на протяжении предстоящей пятилетки сто­ит задача довести эту дорогу до Лепеля.

Еще одним приоритетом станут дорожные работы на трассе Р122, связывающей Могилев с Чаусами. Это направление рассматривается как важный элемент восточного окна в Россию. Активно работы будут проводиться и по линии Жодино-Борисов (трасса Р53). Здесь часть от Смолевич до Жодино в 2024 г. уже сдана в эксплуатацию.

По словам министра транспорта и коммуникаций, в целом реконструкция будет вестись на тех дорогах, где «количество транспортных средств имеет определенное значение». Если при прохождении по трассе до 10 тыс. автомобилей в сутки дорога считается второй категории, то свыше 10 тыс. в сутки – это уже автодороги первой технической категории.

Мосты, капремонт, ямы

В последнее время одной из наболевших тем стало приведение в надлежащее состояние мостов на белорусских дорогах, поэтому важным направлением работы в 2025 г. станет недопущение критических дефектов мостовых сооружений. По словам министра, за счет средств республиканского бюджета уже отремонтировано 13 объектов, на которые когда-то выделялись, а потом были заблокированы европейские кредиты.

В 2024 г. было отремонтировано 117 мостовых со­­оружений, в наступившем планируется не менее 100 мостов подвергнуть различным видам ремонта.

Текущий и капитальный ремонт дорог сейчас не проводится: по крайней мере по верхнему слою. По той причине, что это будут некачественно выполненные работы. Зимой работа будет сконцентрирована на устранении ямочности на дорогах, проведении некоторых земляных работ (если речь идет о реконструкции), однако без устройства верхнего слоя покрытия.

Говоря в целом о ямочном ремонте, А. Ляхнович отметил, что в Беларуси вышли на 10%-ный уровень модернизации дорожных покрытий. В 2024 г. было сдано более 1700 км дорог. То есть покрытие меняется фактически раз в 10 лет. Это позволяет на каком-то периоде отказаться от ямочного ремонта, потому что там, где сделаны новые покрытия, ямы, как правило, не образуются.

Министр заверил, что вся необходимая техника для зимнего содержания автомобильных дорог своевременно закуплена за счет средств республиканского бюджета, потому в этом направлении проблем не должно быть.

Все выезды из Минска будут в цементобетоне

Если применительно к дорогам второй категории реконструкция производится с применением асфальтобетона, то в новом строительстве, главным образом дорог первой категории, трендом стало использование цементобетона. При этой технологии не нужно строить объездов и делать «сброс» движения в сторону: при реконструкции параллельно с существующей дорогой рядом пристраиваются еще две полосы. Эксперты утверждают, что по своим техническим характеристикам цементобетон имеет явное преимущество перед асфальтобетоном, поскольку по отдельным дорогам может выстоять более 30 лет.

Ряд выездов из белорусской столицы находится не в очень хорошем состоянии и требует ремонта каждую весну. Сезонные ямочные ремонты таких участков дорог приходятся как раз на время выезда людей по ним на дачные участки за город. Этим дорожники объективно создают неудобство пользователям дорог. Потому в ближайшей перспективе планируется оформить в цементобетоне все выезды из Минска. В данном случае речь идет не о реконструкции, а о капитальном ремонте, когда цементобетон будет укладываться по существующему асфальтовому покрытию.

От реконструкции – к капитальному ремонту

Министр отметил, что реконструкция успешно проведена в отношении дорог, ведущих к основным областным центрам: все они, за исключением Витебска, имеют автомобильные дороги первой категории. Поэтому большее внимание будет уделяться капитальному ремонту. Это делается для того, чтобы повысить транспортные нагрузки на ось транспортных средств и, таким образом, облегчить работу градообразующих предприятий-экспортеров, которые смогут уменьшить стоимость логистики.

Наконец, важным трендом в работе белорусских дорожников станет приведение в надлежащее состояние дорог, связывающих районные центры с агрогородками. Это можно назвать абсолютно новым этапом в дорожном строительстве, поскольку раньше акцент в основном делался на ремонте имеющегося дорожного полотна из асфальтобетона. По опубликованной информации, задача коснется 1,4 тыс. агрогородков. В ближайшей перспективе начнутся работы по замене гравийного покрытия покрытием из бетона либо асфальта. Сегодня таких трасс около 300 км, причем половина из них находится в Витебской области.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by