Аудиторская палата будет оценивать качество аудиторских услуг
Министерство финансов вынесло на общественное обсуждение проект Положения о принципах осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей (далее – проект и Положение соответственно). Разработка и принятие этого документа предусмотрены Законом от 18.07.2019 № 229-З, которым изложен в новой редакции Закон «Об аудиторской деятельности».
Общие положения
Ключевым лицом в процессе внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей (далее, если не оговорено иное, – аудиторские организации) будет аудитор по внешней оценке – аудитор, являющийся членом специализированного органа Аудиторской палаты (далее – Палата), осуществляющего внешнюю оценку качества работы аудиторских организаций.
Аудитором по внешней оценке также сможет стать любой аудитор, являющийся сотрудником аудиторской организации, либо аудитор–ИП, которые отвечают требованиям Положения и которых привлекут для проведения такой оценки.
В свою очередь, под внешней оценкой понимается инспектирование аудиторами по внешней оценке аудиторского задания, выполненного аудиторской организацией, и организованной в ней системы внутренней оценки качества работы аудиторов (далее – внутренняя оценка), для оценки соблюдения ими законодательства об аудиторской деятельности, в т.ч. международных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса этики профессиональных бухгалтеров и правил аудиторской деятельности (далее – стандарты аудита).
Деятельность Палаты по внешней оценке должна быть направлена на обеспечение надлежащего качества аудиторских услуг, выявление рисков аудиторской деятельности и уменьшение их влияния на это качество.
Целями внешней оценки аудиторской организации и аудитора–ИП объявлены:
– оценка соответствия стандартам аудита выполняемых ими аудиторских процедур в ходе оказания аудиторских услуг, а также обоснованности сформированных выводов и выраженного аудиторского мнения в аудиторском заключении (должны быть предоставлены все необходимые документы и информация);
– анализ соблюдения Кодекса этики и условий членства в Палате;
– анализ соответствия внутренней оценки требованиям, установленным стандартами аудита.
Правила по внешней оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов–ИП должны основываться на специально оговоренных принципах, установленных Положением. Такими принципами являются:
– обеспеченность внешней оценки финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами. При этом их должна обеспечивать сама Палата за счет взносов членов этой организации. Возможно и проведение оценки на платной основе в случае инициирования ее членом Палаты;
– ее независимость и конфиденциальность. Эти принципы должны соблюдать как аудиторы по внешней оценке, включенные в состав рабочей группы (в отношении любой полученной в ходе внешней оценки информации), так и аудиторская организация, ее сотрудники и иные лица, вовлеченные в процесс оказания аудиторских услуг, участвующие в ее проведении. При этом «срока давности» для такой информации не предусмотрено, а в случае ее разглашения возможно применение указанных ниже мер воздействия;
– обоснованность проведения внешней оценки и ее надлежащая форма (см. ниже);
– должное планирование внешней оценки (наличие плана и программы ее проведения) и наблюдение за ее выполнением, а также документирование этой процедуры. В план внешней оценки должно быть включено не менее 3 аудиторских заданий, выполненных в оцениваемый период, а наблюдению подлежит работа каждого аудитора по внешней оценке, независимо от занимаемой должности, квалификации и опыта, на каждом ее этапе. При этом наблюдать будет руководитель рабочей группы за ее членами либо самый опытный аудитор за всеми остальными;
– надлежащий уровень профессиональной компетентности аудиторов по внешней оценке и иных участвующих в ней лиц, прозрачность процедуры их назначения;
– итоговая оценка результатов внешней оценки и их публичность, отчетность о ее результатах;
– обеспечение применения мер воздействия к аудиторской организации, аудитору–ИП (см. ниже) и устранения ими нарушений, выявленных по результатам внешней оценки.
Проведение внешней оценки
Внешняя оценка может быть обязательной (плановой) и внеплановой.
Плановая внешняя оценка аудиторской организации, аудитора– ИП, проводится начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений о них в аудиторский реестр, с фиксированной периодичностью:
– не реже одного раза в 3 года – в отношении аудиторских организаций, оказывающих услуги по проведению обязательного аудита годовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО;
– не реже одного раза в 5 лет – в отношении аудиторской организации, оказывающей иные аудиторские услуги, за исключением указанных выше;
– не реже одного раза в 7 лет – в отношении каждого аудитора–ИП.
При этом отбор членов Палаты для включения в план-график внешней оценки будет производиться на основании риск-ориентированного подхода.
Этот подход предполагает выбор оцениваемых субъектов на данных анализа множества факторов, перечисленных в Положении.
Кроме того, каждый член Палаты будет иметь право до наступления периода обязательной внешней оценки, установленного Положением, обратиться в эту организацию с заявлением о ее досрочном проведении. Правда, в этом случае внешнюю оценку придется оплачивать самому.
В свою очередь, внеплановая внешняя оценка будет проводиться:
– по представлениям, вносимым Нацбанком и (или) Минфином;
– по инициативе Палаты;
– по заявлению ее члена.
Кроме того, Палата получит право проводить внеплановую внешнюю оценку по своей инициативе в сроки, отличные от указанных выше.
Внешняя оценка может проводиться в форме полной (комплексной) либо тематической оценки, а также мониторинга системы внутренней оценки.
При этом полная (комплексная) внешняя оценка является обязательной для всех субъектов оценки и предполагает оценку всех элементов системы внутренней оценки аудиторской организации, аудитора– ИП и отобранных аудиторских заданий, выполненных ими. В свою очередь, тематическая внешняя оценка предполагает оценку отдельных элементов системы внутренней оценки и (или) отобранных аудиторских заданий.
Что касается мониторинга системы внутренней оценки, то под ним понимается процесс, предусматривающий ежегодный анализ соответствия системы внутренней оценки стандартам аудита, проводимый на базе сведений, представляемых в Палату аудиторской организацией, аудитором–ИП о системе внутренней оценки в виде самооценки члена Палаты.
Продолжительность полной внешней оценки определяется с учетом объемов деятельности аудиторской организации, аудитора–ИП и не должна превышать 20 рабочих дней, а тематической внешней оценки – 5 рабочих дней.
Результаты внешней оценки
По результатам внешней оценки Палата должна подготовить:
– отчет по внешней оценке аудиторской организации, аудитора–ИП;
– заключение о качестве их работы;
– решение о применении мер воздействия к ним в случаях обнаружения нарушений.
В зависимости от результатов оценки выявленных нарушений Палата в заключении относит аудиторскую организацию, аудитора–ИП к одной из 5 категорий.
При этом лишь первые три категории дают право оказывать аудиторские услуги по проведению обязательного аудита в соответствии с МСФО.
А за пятую категорию, когда в ходе оценки выявлено два и более грубых нарушений, положены штраф и приостановление членства в Палате (т.е. фактически запрет на проведение любого аудита) либо даже штраф и исключение из нее.
Предусмотрены весьма серьезные меры воздействия на аудиторские организации и аудиторов–ИП, которые могут быть применены Палатой на основании результатов внешней оценки, а именно:
– предупреждение;
– штраф за нарушение условий заключенного с Палатой соглашения о соблюдении принципов, правил и стандартов аудита;
– приостановление членства в Палате;
– исключение из членов Палаты.
Таким образом, негативные результаты внешней оценки могут в самом плохом для оцениваемого субъекта случае привести не только к серьезным денежным потерям, но и к фактическому запрету на профессию.
В завершение отметим, что Палата будет осуществлять внешнюю оценку качества работы аудиторских организаций, аудиторов–ИП по нормам Положения в отношении договоров на оказание аудиторских услуг, которые были завершены после 1 января 2020 г.