$

2.1143 руб.

2.3436 руб.

Р (100)

3.3269 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Проекты

Аудиторская палата будет оценивать качество аудиторских услуг

15.10.2019

Министерство финансов вынесло на общественное обсуждение проект Положения о принципах осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей (далее – проект и Положение соответственно). Разработка и принятие этого документа предусмотрены Законом от 18.07.2019 № 229-З, которым изложен в новой редакции Закон «Об аудиторской деятельности».

 

Общие положения

Ключевым лицом в процессе внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей (далее, если не оговорено иное, – аудиторские организации) будет аудитор по внешней оценкеаудитор, являющийся членом специализированного органа Аудиторской палаты (далее – Палата), осуществляющего внешнюю оценку качества работы аудиторских организаций.

Аудитором по внешней оценке также сможет стать любой аудитор, являющийся сотрудником аудиторской организации, либо аудитор–ИП, которые отвечают требованиям Положения и которых привлекут для проведения такой оценки.

В свою очередь, под внешней оценкой понимается инспектирование аудиторами по внешней оценке аудиторского задания, выполненного аудиторской организацией, и организованной в ней системы внутренней оценки качества работы аудиторов (далее – внутренняя оценка), для оценки соблюдения ими законодательства об аудиторской деятельности, в т.ч. международных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса этики профессио­нальных бухгалтеров и правил аудиторской деятельности (далее – стандарты аудита).

Деятельность Палаты по внешней оценке должна быть направлена на обеспечение надлежащего качества аудиторских услуг, выявление рис­ков аудиторской деятельности и уменьшение их влияния на это качество.

 

Целями внешней оценки аудиторской организации и аудитора–ИП объявлены:

– оценка соответствия стандартам аудита выполняемых ими аудиторских процедур в ходе оказания аудиторских услуг, а также обоснованности сформированных выводов и выраженного аудиторского мнения в аудиторском заключении (должны быть предоставлены все необходимые документы и информация);

– анализ соблюдения Кодекса этики и условий членства в Палате;

– анализ соответствия внутренней оценки требованиям, установленным стандартами аудита.

Правила по внешней оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов–ИП должны ос­новываться на специально оговоренных принципах, установленных Положением. Такими принципами являются:

обеспеченность внешней оцен­ки финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами. При этом их должна обеспечивать сама Палата за счет взносов членов этой организации. Возможно и проведение оценки на платной основе в случае инициирования ее членом Палаты;

ее независимость и конфиденциальность. Эти принципы должны соблюдать как аудиторы по внеш­ней оценке, включенные в состав рабочей группы (в отношении любой полученной в ходе внешней оценки информации), так и аудиторская организация, ее сотрудники и иные лица, вовлеченные в процесс оказания аудиторских услуг, участвующие в ее проведении. При этом «срока давности» для такой информации не предусмотрено, а в случае ее разглашения возможно применение указанных ниже мер воздействия;

– обоснованность проведения внеш­ней оценки и ее надлежащая форма (см. ниже);

должное планирование внеш­ней оценки (наличие плана и про­граммы ее проведения) и наблюдение за ее выполнением, а также документирование этой процедуры. В план внешней оценки должно быть включено не менее 3 аудиторских заданий, выполненных в оцениваемый период, а наблюдению подлежит работа каждого аудитора по внешней оценке, независимо от занимаемой должности, квалификации и опыта, на каждом ее этапе. При этом наблюдать будет руководитель рабочей группы за ее членами либо самый опытный аудитор за всеми остальными;

надлежащий уровень профессиональной компетентности аудиторов по внешней оценке и иных участвующих в ней лиц, прозрачность процедуры их назначения;

– итоговая оценка результатов внешней оценки и их публичность, отчетность о ее результатах;

обеспечение применения мер воздействия к аудиторской организации, аудитору–ИП (см. ниже) и устранения ими нарушений, выявленных по результатам внешней оценки.

 

Проведение внешней оценки

Внешняя оценка может быть обязательной (плановой) и внеплановой.

Плановая внешняя оценка аудиторской организации, аудитора– ИП, проводится начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений о них в аудиторский реестр, с фиксированной периодичностью:

не реже одного раза в 3 года – в отношении аудиторских организаций, оказывающих услуги по проведению обязательного аудита годовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО;

не реже одного раза в 5 лет – в отношении аудиторской организации, оказывающей иные аудиторские услуги, за исключением указанных выше;

не реже одного раза в 7 лет – в от­ношении каждого аудитора–ИП.

При этом отбор членов Палаты для включения в план-график внешней оценки будет производиться на ос­новании риск-ориентированного под­хода.

Этот подход предполагает выбор оцениваемых субъектов на данных анализа множества факторов, перечисленных в Положении.

Кроме того, каждый член Палаты будет иметь право до наступления периода обязательной внешней оценки, установленного Положением, обратиться в эту организацию с заявлением о ее досрочном проведении. Правда, в этом случае внешнюю оценку придется оплачивать самому.

В свою очередь, внеплановая внеш­няя оценка будет проводиться:

– по представлениям, вносимым Нацбанком и (или) Минфином;

– по инициативе Палаты;

– по заявлению ее члена.

Кроме того, Палата получит право проводить внеплановую внешнюю оценку по своей инициативе в сроки, отличные от указанных выше.

Внешняя оценка может проводиться в форме полной (комплексной) либо тематической оценки, а также мониторинга системы внутренней оценки.

При этом полная (комплексная) внешняя оценка является обязательной для всех субъектов оценки и предполагает оценку всех элементов системы внутренней оценки аудиторской организации, аудитора– ИП и отобранных аудиторских заданий, выполненных ими. В свою очередь, тематическая внешняя оценка предполагает оценку отдельных элементов системы внутренней оценки и (или) отобранных аудиторских заданий.

Что касается мониторинга системы внутренней оценки, то под ним понимается процесс, предусматривающий ежегодный анализ соответствия системы внутренней оценки стандартам аудита, проводимый на базе сведений, представляемых в Палату аудиторской организацией, аудитором–ИП о системе внутренней оценки в виде самооценки члена Палаты.

Продолжительность полной внеш­ней оценки определяется с учетом объемов деятельности аудиторской организации, аудитора–ИП и не должна превышать 20 рабочих дней, а тематической внешней оценки – 5 рабочих дней.

 

Результаты внешней оценки

По результатам внешней оценки Палата должна подготовить:

– отчет по внешней оценке аудиторской организации, аудитора–ИП;

– заключение о качестве их работы;

– решение о применении мер воздействия к ним в случаях обнаружения нарушений.

В зависимости от результатов оцен­ки выявленных нарушений Палата в заключении относит аудиторскую организацию, аудитора–ИП к одной из 5 категорий.

При этом лишь первые три категории дают право оказывать аудиторские услуги по проведению обязательного аудита в соответствии с МСФО.

А за пятую категорию, когда в ходе оценки выявлено два и более грубых нарушений, положены штраф и приостановление членства в Палате (т.е. фактически запрет на проведение любого аудита) либо даже штраф и исключение из нее.

Предусмотрены весьма серьезные меры воздействия на аудиторские организации и аудиторов–ИП, которые могут быть применены Палатой на основании результатов внешней оценки, а именно:

– предупреждение;

– штраф за нарушение условий заключенного с Палатой соглашения о соблюдении принципов, правил и стандартов аудита;

– приостановление членства в Палате;

– исключение из членов Палаты.

Таким образом, негативные результаты внешней оценки могут в самом плохом для оцениваемого субъекта случае привести не только к серьезным денежным потерям, но и к фактическому запрету на профессию.

В завершение отметим, что Палата будет осуществлять внешнюю оцен­ку качества работы аудиторских организаций, аудиторов–ИП по нормам Положения в отношении договоров на оказание аудиторских услуг, которые были завершены после 1 января 2020 г.

Автор публикации: Александр БОРИСОВ