Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Мнения
25.05.2018 14 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №38 (2142) от 25.05.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Аудиторская деятельность: мы ждем перемен

Член общественно-консультативного совета по вопросам аудиторской деятельности при Минфине Сергей Коротаев

Своим взглядом на проект изменений в Закон «Об аудиторской деятельности» (далее – Проект), который размещен для об­щественного обсуждения на сайте www.minfin.gov.by, с «ЭГ» поделился член общественно-консультативного совета по вопросам аудиторской деятельности при Минфине Сергей КОРОТАЕВ.

Проект содержит ряд при­нципиальных новшеств. Их принятие в значительной мере вызвано необходимостью введения на территории Беларуси международных стандартов аудиторской деятельности, принимаемых Международной федерацией бухгалтеров (далее – МСА), что, в свою очередь, призвано обеспечить «встраиваемость» национальной системы аудита в международную систему аудита отчетности, составляемой в соответствии с Международными стандартами финансовой от­четности (МСФО).

Регулирование аудита

Изменения планируется внести в ст. 5 Закона, регламентирующую государственное регулирование аудиторской деятельности. В частности, пред­полагается расширить полномочия Совмина за счет определения:

– дополнительных требований к организации и проведению процедур госзакупок аудиторских услуг, а также закупок аудиторских услуг за счет собственных средств;

– порядка введения в действие на территории РБ в качестве технических нормативных правовых актов (ТНПА) Кодекса этики профессиональных бух­галтеров и МСА (совместно с Нацбанком).

С первым из этих нововведений аудиторское сообщество связывает особые надежды. В связи с увеличением с 2015 года объема выручки, являющегося критерием для проведения обязательного аудита, до 5 млн. EUR, «выведением из-под обязательного аудита» организаций с иностранными инвестициями и уменьшением по этим причинам объемов обязательного аудита и аудита в целом сложились устойчивые тенденции демпинга стоимости аудиторских услуг, что не может не сказываться на их качестве (подробнее см. «Демпинг в аудите»).

Если Совмин в отношении процедур закупки аудиторских услуг установит определенные особенности, учитывающие, что в аудите стоимость оказания услуг не является определяющим фактором, ситуацию в части демпинга можно будет существенным образом поправить.

Уточняются в Проекте и функции Минфина. В связи с необходимостью аккумуляции сведений об аудиторских ор­ганизациях, аудиторах – ин­дивидуальных предпринимателях (ИП) и аудиторах в Государственном реестре (далее – Реестр), что предусмотрено вводимой в Закон ст. 51, функции по ведению Реестра планируется возложить на Минфин.

Определенные надежды внушает и изменение, согласно которому в функции Минфина вменяется обязанность совместно с МНС осуществлять учет организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее – годовая отчетность) которых подлежит обязательному аудиту. Введение такого учета позволит выявить тех, кто намеренно уклоняется от его проведения. Как показывает практика, таких «уклонистов» достаточно много, что, на наш взгляд, объясняется незначительностью санк­ций за непроведение обязательного аудита (согласно ст. 12.31 КоАП уклонение от него влечет наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин (БВ), сегодня это от 122,5 до 735 BYN).

Аудиторский реестр

Значимость введения Реес­тра достаточно высока, по­скольку осуществление аудиторской деятельности без включения в него запрещается. Аудиторские организации, аудиторы – ИП будут обязаны уведомлять Минфин обо всех изменениях в сведениях, содержащихся в Реестре, в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем их возникновения.

Коммерческая организация, сведения о которой не будут внесены в Реестр в течение 3 месяцев с даты госрегистрации в ЕГР либо в случае исключения сведений о ней из Реестра, будет не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные от слова «аудит».

Юридические лица, ИП в течение 60 рабочих дней со дня, следующего за днем исключения сведений о них из Реестра, должны будут завершить оказание аудиторских услуг по заключенным договорам, имеющимся на день такого исключения, и прекратить осуществление аудиторской деятельности.

При этом аудиторские организации получат право проводить обязательный аудит годовой отчетности с даты включения в Реестр соответствующих сведений.

Права и обязанности

В ст. 6 Закона планируется внести следующие дополнения:

– аудитор – ИП имеет право осуществлять аудиторскую деятельность с даты включения сведений о нем в Реестр;

– обязательным требованием к аудитору – ИП, проводящему обязательный ау­дит годовой отчетности, является его членство в Аудиторской ассоциации (далее – Ассоциация).

Принципиальный характер имеют некоторые изменения, которые предполагается вне­сти в ст. 7 «Аудиторская организация». Так, аудиторским организациям дается право привлекать специалистов, не состоящих в их штате, для оказания профуслуг, перечень которых приведен в ст. 16 Закона. При этом и сам этот перечень планируется расширить за счет судебной экономической экспертизы и судебной экспертизы по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав.

Кроме того, ст. 7 Закона пред­полагается дополнить следующими обязательными требованиями к аудиторской организации, проводящей обязательный аудит годовой отчетности:

– членство в Ассоциации (сейчас такого требования нет);

– наличие на сайте аудиторской организации информации о ее деятельности, в т.ч. о ее финансовых результатах, со­гласно требованиям к такой информации, установленным Минфином (в настоящее время такое требование классифицируется как дополнительное).

Статью 10, в которой установлены обязанности аудиторских организаций и аудиторов – ИП, предполагается дополнить обязанностью оказывать аудиторские услуги только после заключения договора страхования гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности. Сейчас заключение такого договора аудиторской организацией, аудитором – ИП является делом добровольным.

В случае оказания услуг по проведению обязательного аудита годовой отчетности не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, на аудиторскую организацию, аудитора – ИП будет возложена обязанность представлять в Минфин перечень аудируемых лиц, которым была оказана эта услуга.

Согласно предлагаемым из­менениям в ст. 13 Закона до заключения договора оказания аудиторских услуг аудируемые лица – заказчики услуг будут обязаны предоставлять аудиторской организации, аудитору – ИП информацию, необходимую для оценки возможности соблюдения принципа независимости.

Аудиторская ассоциация

Статья 8 «Аудиторские объединения» получила в Проекте название «Аудиторская ассоциация», и в ней регламентируется порядок создания, функции и обязанности Ассоциации и его членов.

Согласно Проекту Ассоциация, учредителями которой дол­жны быть сами аудиторские организации и аудиторы – ИП, является органом их самоуправления. Кроме них ее членами могут быть и иные юридические и физические лица. Она является некоммерческой ор­ганизацией и не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (за исключением деятельности по реализации некоторых видов образовательных программ), выступать посредником (комиссионером, агентом) при оказании своими членами услуг, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Одна из определяющих функ­ций Ассоциации – внешний контроль качества работы ау­диторских организаций, аудиторов – ИП в соответствии с уставом Ассоциации и внутренними правилами аудиторской деятельности по такому конт­ролю качества.

Сейчас количество аудиторских объединений, которые могут быть созданы аудиторскими организациями и (или) аудиторами – ИП, не ограничено. В результате в стране действует несколько общественных аудиторских объединений, член­ство в которых является добровольным, а охват ими субъектов аудиторской деятельности незначителен. Поэтому говорить об эффективности их деятельности проблематично.

В результате обсуждения это­го вопроса был сделан вывод, что такое объединение в Беларуси должна быть одно. Это позволит сконцентрировать ресурсы для его содержания, выработать единые подходы к вопросам контроля качества аудиторских услуг, пред­ставлять интересы ее членов в государственных, общественных и международных организациях, устранить ненужную конкуренцию в данной сфере.

Изначальный избыток саморегулируемых аудиторских объединений в других странах, в частности, в РФ, показал свою неэффективность, в связи с чем в настоящее время их число резко сократилось. Так, в Рос­сии с введением новых количественных критериев (в составе таких организаций в качестве членов должно быть не менее 10 тыс. физических лиц или не менее 2 тыс. коммерческих организаций) количество СРО уменьшилось с 5 до 3.

Обязательный аудит

Значительные изменения пла­нируется внести в ст. 17 «Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности». Во-первых, в перечень субъектов, подлежащих обязательному аудиту, включаются специальные финансовые организации.

Во-вторых, меняется критерий для проведения обязательного аудита: если сейчас под такой аудит подпадают организации с годовым объемом выручки от реализации, превышающим в эквиваленте 5 млн. EUR, то согласно Проекту таких критериев будет два:

1) объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий отчетный год превышает 500 тыс. БВ (эквивалентно примерно 5,1 млн. EUR);

2) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предыдущего отчетного года превышает 300 тыс. БВ (эквивалентно примерно 3 млн. EUR).

Возможно, введение второго критерия несколько увеличит количество субъектов, подлежащих обязательному аудиту, но, как представляется, не очень существенно.

Для сравнения: в России в отношении обязательного ау­дита применяются те же два критерия. Вместе с тем соотношение этих показателей со­ставляет там 6 к 1, в то время как в Беларуси предлагаемое соотношение равняется лишь 1,7 к 1. Если ориентироваться на Рос­сию, то сумма активов баланса с учетом установленного критерия выручки должна быть в Беларуси менее 0,9 млн. EUR.

Следует отметить, что сейчас от обязательного аудита освобождены юридические лица, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат РБ и (или) ее административно-­территориальным единицам либо которые относятся к организациям потребкооперации, если за отчетный период была проведена проверка их финансово-хозяйственной деятельности в рамках ведомственного контроля. В Проекте такое освобождение аннулируется, и данные субъекты должны будут проходить аудит отчетности на общих основаниях.

В настоящее время от обязательного аудита индивидуальной и консолидированной от­четности, составленной в соответствии с национальным законодательством, освобождаются, в частности, организации, в отношении которых был проведен обязательный аудит отчетности, составленной в соответствии с МСФО.

Такая норма, с нашей точки зрения, изначально являлась сомнительной, поскольку аудит от­четности, сформированной в результате трансформации национальной отчетности в фор­мат МСФО, не означает, что она сформирована с соблюдением национального законодательства по бухучету. Отрадно, что в Проекте это противоречие устранено: проведение обязательного аудита отчетности по МСФО не освобождает от обязательного аудита индивидуальной бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с национальным законодательством.

МСФО плюс МСА

Закон планируется дополнить ст. 171 «Международные стандарты аудиторской деятельности». В соответствии с ней МСА вводятся в действие на территории Беларуси в качестве ТНПА и являются обязательными для применения при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с МСФО.

Надеемся, что перечисленные изменения будут способствовать повышению эффективности аудиторской деятельности в Беларуси.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений