Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Антимонопольное законодательство: больше предупреждений и предостережений

фото: pixabay.com

Подготовлен проект изменений в Закон от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». В МАРТ отмечают, что он подготовлен с учетом последней правоприменительной практики.

Предыдущий раз изменения в нормативный акт вносились более трех лет назад.

В обосновании к проекту отмечается, что за это время регулятором наработаны подходы к практике проведения антимонопольных расследований по результатам рассмотрения заявлений от субъектов хозяйствования, анализа товарных рынков, в рамках контроля за экономической концентрацией. Также необходимо правовое закрепление методов оценки монополистических тенденций на фоне сетевой трансформации и цифровизации товарных рынков.

Совершенствуется терминологический аппарат. Например, новые трактовки предложены для таких основных понятий Закона, как «конкуренты» и «недобросовестная конкуренция». Под последней сейчас понимаются действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ или выгод в предпринимательской деятельности с нарушением законодательства или требований добросовестности и разумности, которые могут причинить или причинили убытки другим конкурентам либо могут нанести или нанесли вред их деловой репутации. В проекте же предлагается сузить значение термина до непосредственно нарушений антимонопольного законодательства.

В части подходов к установлению доминирующего положения на том или ином рынке проектом преду­сматривается введение изъятия для государственных органов, осуществляющих деятельность, связанную с выполнением государственно-властных полномочий и приносящую доход. Это делается для однозначного толкования законодательных норм.

Предложенные положения о том, что установленная законодательством цена не может быть признана монопольно низкой (высокой), по мнению МАРТ, позволят внедрить полученные в результате практики применения подходы и избежать коллизии правовых норм, в частности, не допустить случаев, когда в соответствии с одним актом законодательства установление определенного уровня цены будет необходимым (в рамках государственного регулирования), а в соответствии с антимонопольным законодательством – запрещенным.

Планируется развивать превентивные меры реагирования на возможные нарушения путем выдачи соответствующих предупреждений субъектам хозяйствования, в т.ч. преду­преждений и предостережений.

Отдельно в законопроекте прописаны меры, касающиеся недопущения использования картельных сговоров, полномочий антимонопольного органа в процедурах при исполнительном производстве и банкротстве.

Предлагается повысить пороговые значения, определяющие необходимость обращения за осуществлением административных процедур в рамках экономической концентрации. Мера направлена на снижение временных и административных издержек бизнеса.

Ряд изменений предложено внести в порядок рассмотрения заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, отзыва соответствующего заявления.

Нормативно установлен запрет на заключение между субъектами хозяйствования антиконкурентных соглашений. Однако, как полагает разработчик, разрешение антимонопольных дел при помощи выдачи предупреждения за уже заключенное соглашение является нецелесообразным.

При подготовке проекта анализировался законотворческий опыт России и Казахстана. Выявлено незначительное количество различий между действующими антимонопольными законами в наших странах. Но они касаются некоторых важных моментов: терминологии, применяемых превентивных мер, регулирования финансовых рынков, освобождения от ответственности при сотрудничестве с антимонопольным органом, его полномочий в принципе. Ряд подготовленных изменений это учитывает и нивелирует.

По мнению разработчика, принятие обновленного Закона будет способствовать профилактике, предотвращению, пресечению нарушений антимонопольного законодательства.

***

Общественное обсуждение пред­ложенного законопроекта про­длится до 10 сентября на «Правовом форуме Беларуси».

Зарплаты и пенсии расти не спешат, но их обещают «поторопить»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by