Аннулировать специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью
Имеет ли право управление по гражданству и миграции аннулировать специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Беларуси, выданное организации в отношении иностранного гражданина, по причине несоответствия его образования квалификационным требованиям, предъявляемым для должности, на которую он трудоустраивается?
Управление по гражданству и миграции управления внутренних дел областного исполнительного комитета (УГиМ УВД облисполкома) письмом уведомило ООО о принятии решения об аннулировании специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Беларуси, выданного хозобществу в отношении гражданина Узбекистана Р. Решение принято на основании абз. 2 ч. 2 ст. 31 Закона от 04.06.2015 № 268-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон № 268-З).
Жалоба, с которой ООО обратилось в Департамент по гражданству и миграции МВД Беларуси, оставлена без удовлетворения. При этом из ответа на жалобу следует, что установлен факт несоответствия указанного в заявлении образования иностранного гражданина квалификационным требованиям, предъявляемым для должности администратора, на которую Р. претендовал.
Затем хозобщество направило соответствующее заявление в экономический суд, который своим решением от 12.07.2019 (апелляционная инстанция оставила его в силе) признал действия УгиМ УВД облисполкома незаконными.
Но управление с таким решением не согласилось. В кассационной жалобе оно отмечает:
– в ходе судебных разбирательств не принято во внимание, что получение специального разрешения на право осуществления трудовой деятельности в Беларуси является обязанностью организации;
– не исследовался вопрос о том, какие права нанимателя нарушены принятием обжалуемого решения;
– для отказа в принятии жалобы ООО имелись основания.
Единый квалификационный справочник должностей специалистов, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 01.1.2012 № 1 (далее – ЕКСД), не предусматривает исключений.
Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда, рассмотрев 05.11.2019 материалы дела, согласилась с решением экономического суда.
Так, для аннулирования специального разрешения в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 31 Закона № 268-З необходимо установление факта представления хозобществом документов, содержащих ложные сведения или сведения, не соответствующие требованиям законодательства Беларуси, в т.ч. подложных, поддельных или недействительных документов, послуживших основанием для выдачи специального разрешения.
Но в ходе судебного разбирательства не установлено, что ООО предоставляло ложные сведения или сведения, не соответствующие законодательству, а также подложные, поддельные или недействительные документы. Сведения, указанные в заявлении о выдаче специального разрешения, содержат, в частности, соответствующую действительности информацию о наличии у Р. общего среднего образования.
Доводы кассационной жалобы о недостоверности информации в заявлении относительно даты подачи заявки на размещение вакансии администратора от 17.09.2018 не могут быть приняты во внимание. Информация о заявке ООО от 19.07.2018 и требования к кандидату на должность администратора (знание таможенного законодательства), указанные в заявке, актуальны. Это следует из Списка актуальных вакансий управления по труду горисполкома, представленного суду, по состоянию на 13.08.2018. Кроме того, данное обстоятельство не было положено в основу принятия решения об аннулировании специального разрешения.
Квалификационные требования, установленные в приложении 1 к постановлению Минтруда и соцзащиты от 30.12.1999 № 159 «Об утверждении выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКДС)», не являются императивной нормой. А согласно п. 12 Общих положений ЕКСД, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 02.01.2012 № 1, допускаются исключения. Следовательно, отступления от квалификационных требований, предъявляемых к лицу, претендующему на занятие должности служащего (администратора), нарушением требований законодательства признаны быть не могут.
Комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома также не усмотрел препятствий для согласования на должность администратора ООО гражданина Узбекистана с общим средним образованием.
Возражения УВД облисполкома о возможности реализации п. 12 Общих положений ЕКСД только при приеме на работу, но не при получении специального разрешения, не основаны на законодательстве. При получении специального разрешения подтверждения квалификационных требований на должность администратора не требуется.