Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Проблемы и решения
15.12.2017 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Американский проект для белорусских реформаторов

Среди позитивных норм Декрета № 7 особенно заметно поручение правительству представить предложения о снижении налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования в связи с созданием ими новых рабочих мест, деятельностью на территории малых городских поселений и сельской местности, реинвестированием прибыли в развитие производства, а также об упрощении налогового администрирования. Любой намек на перспективы облегчения налогового бремени всегда выглядит заманчиво. Но реализация подобных обещаний требует тщательных расчетов.

Казалось бы, чего проще: раз – снизили налоги, два – обрадованные предприниматели увеличивают инвестиции и выручку, создают рабочие места, три – рас­тут налоги, компенсируя первоначальное снижение налогов. К сожалению, в реальности все намного сложнее. Тут действуют не 4 действия арифметики и линейные зависимости, а сложные функции, отягощенные множеством экономических и пси­хологических факторов.

Примером здесь вполне может послужить оценка предложенного президентом США Дональдом Трампом сокращения налогов на корпорации и частных лиц специалистами и бизнесом.

Менять так менять

Утвержденным 2 декабря Сенатом США законопроектом предлагается снижение корпоративного налога на прибыль с 35 до 20%. Это, по мнению авторов реформы, позволит повысить конкурентоспособность экономики США и вер­нуть из-за рубежа прибыли американских компаний. Есть предложение разрешить сразу амортизировать полную стоимость оборудования, снижая налогооблагаемую базу, чтобы стимулировать капитальные вложения. Также  предлагается отказаться от экстерриториального прин­ципа налогообложения доходов ино­странных дочерних предприятий американских компаний. А чтобы не поощрять вывод прибыли компаний США в низконалоговые юрисдикции, 20-процент­ная ставка налога на прибыль будет применяться только к 50% любых «избыточных» доходов (сверх нормализованных для активов такого типа), заработанных за рубежом. Кроме того, будет установлен одноразовый 12% налог на доходы предыдущих периодов в денежной фор­ме или 5% в случае их реинвестирования в предприятия на территории США.

Для средних и мелких компаний, а также индивидуальных предпринимателей будет установлена единая ставка налога на прибыль в 25%. Это должно ликвидировать схемы «транзитных бизнесов», когда облагаются налогом доходы не самой компании, а «транзитом» – ее владельца – физического лица. При этом размер таких доходов ограничивается до 30%, чтобы исключить возможность снижения лич­ного подоходного налога за счет оказания услуг самому себе.

Шкалу подоходного налога с физических лиц планируется сократить с 7 ставок (от 10 до 39,6%) до трех: 12%, 25% и 35% (Конгресс предлагает сохранить потолок в 39,6%). Под новую ставку попадут заработки свыше 500 тыс. USD в год (сейчас – 418 тыс.) для одиноких граждан, а для  супружеских пар, декларирующих доход совместно, – увеличатся с 470 тыс. до 1 млн. USD. Стандартные налоговые вычеты для одиноких вырастут с 6350 USD до 12 тыс., а для супружеских пар – с 12,7 тыс. до 24 тыс. USD. Одновременно отменяются и/или снижаются некоторые другие налоговые вычеты. В итоге, как подсчитали авторы проекта, налоги американских домохозяйств в среднем снизятся на 4 тыс. USD в год, причем снижение коснется семей с любым уров­нем дохода.

Американский Минфин в своем аналитическом докладе уверяет, что налоговая реформа принесет примерно 1,8 трлн. USD дополнительных налоговых поступлений в бюджет за 10 лет благодаря ускоренным темпам экономического роста, которые, в свою очередь, обеспечат стимулы, создаваемые этой реформой.

Сенат и народ в сомнениях

Проект вызвал неоднозначную реак­цию как у законодателей, так и в американском обществе. Об этом говорят итоги голосования: Сенат одобрил законопроект с минимальным перевесом: 51 голос «за» и 49 «против», палата представителей – 227 против 205. Большинство противников реформы пред­ставляют штаты с высокими налогами, которые понесут наибольшие бюджетные потери, в т.ч. Нью-Йорк, Нью-Джерси и Калифорнию.

Совместный комитет Конгресса США по налогообложению (JCT) подсчитал, что предлагаемые преобразования увеличат дефицит федерального бюджета на 1,4 трлн. USD в следующие 10 лет. Сторонники законопроекта уверяют, что рост экономики, стимулируемый снижением налогов, позволит компенсировать эти потери.

Как ни странно, перспектива снижения налогов не радует и американских богачей. Более 400 миллионеров и миллиардеров подписали послание Конгрессу, составленное группой Responsible Wealth («Ответственное богатство»), с просьбой… не принимать законопроект, который увеличит государственный долг страны и еще больше усугубит неравенство. Напротив, следует увеличить налоги для богатых, считают подписавшие письмо топ-менеджеры, врачи, юристы, предприниматели, среди которых основатели Ben & Jerry’s Ice Cream Бен Коэн и Джерри Гринфилд, модельер Эйлин Фишер, миллиардер Джордж Сорос, Стивен Рокфеллер, а также менее известные обладатели состояний, превышающих 1 млн. USD. Один из них, бывший гендиректор American Airlines Роберт Крэн­далл, отметил парадокс трамповской реформы: «республиканцы говорят, что мы не можем позволить себе тратить деньги, но мы можем позволить себе предоставить богатым людям огромные налоговые льготы. Это не имеет никакого смысла».

Еще критичнее высказался нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц. По его мнению, налоговый план Трампа принесет выгоду в основном не среднему классу (значительной части которого придется, видимо, платить даже больше налогов), а американским богачам. Больше всех выиграет бизнес. Казалось бы, это поможет стимулировать рост экономики. Но у крупных корпораций и так хватает денег. Зато долгосрочные инвестиции в основном финансируются в кредит, а проценты по ним вычитаются из налогооблагаемой базы. Поэтому налог на прибыль соразмерно снижает стоимость капитала и доходность инвестиций. Так что вряд ли снижение налога на прибыль приведет к росту уровня инвестиций или занятости.

Налоговую политику можно использовать и для переформатирования экономики, считает Д. Стиглиц. Помимо предоставления выгод тем, кто инвестирует, занимается научными исследованиями и создает рабочие места, можно стимулировать перенаправление капиталов в инвестиции, способствующие росту производительности, путем повышения налогов на спекуляции. По мнению ученого, предложенная республиканцами налоговая реформа является «подарком для корпораций и сверхбогачей», и на преодоление ее последствий потребуются десятилетия. Ключевой урок вуду-экономики Рональда Рейгана, стимулировавшего рыночное предложение, остался неизменным: подобное снижение налогов не помогает увеличить темпы роста экономики, а приводит лишь к сокращению доходов бюджета, напомнил Д. Стиглиц.

Европа может не понять

Любые перемены в налоговой политике имеют и внешние последствия. Так, в начале декабря против планов США выступили финансовые ведомства Великобритании, Германии, Франции, Испании и Италии. Они направили письмо главе казначейства США Стивену Мнучину, где заявляется, что американская налоговая реформа «потенциально способна дискриминировать способами, противоречащими уставу ВТО, нарушать международные соглашения об избежании дво­й­ного налогообложения и в целом мало подходит для борьбы с уклонением от уплаты налогов».

«Хотя создание современной, конкурентной и устойчивой налоговой системы – одна их важных основ государственного суверенитета, важно при этом, чтобы права американского правительства в отношении национальной политики реализовывались способом, который отвечает принятым международным обязательствам», – говорится в письме. Например, предлагаемый 20-процентный акцизный сбор с платежей в пользу иностранных аффилированных компаний, по мнению авторов послания, может повлиять на действующие коммерческие соглашения, поскольку будет применяться в отношении товаров или услуг из-за рубежа. Это пример дискриминации и нарушения правил ВТО. Негативно может повлиять на международные финансовые рынки предлагаемый запрет вычитать международные финансовые транзакции вну­три одной группы компаний из общего налогооблагаемого дохода и взимать с них по 10%.

Варианты налоговой реформы еще будут обсуждаться в палате представителей и Сенате США. А остальной мир получит возможность понаблюдать за этим процессом и сделать выводы. Учиться на чужих ошибках – увлекательное занятие…

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений