Административные процедуры как фактор деловой среды
Декретом Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» предусмотрено, что Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении субъектов хозяйствования (далее – Перечень), утверждается Президентом.
В связи с этим подготовлен проект указа «Об административных процедурах в отношении субъектов хозяйствования», который обсуждался на круглом столе в Союзе юристов Беларуси.
Действующий Перечень был утвержден постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156 (далее – постановление № 156) и, к сожалению, оказался очень «подвижным»: в течение года в него вносились десятки изменений и дополнений, иногда – по два в один день. В некоторых случаях явно лоббировались ведомственные интересы.
Инициаторы корректировок пытались объяснить нестабильность этого документа то изменением экономической ситуации в стране, то необходимостью введения новых правил и требований, упрощающих ведение бизнеса, и т.д. Если бы это было так на самом деле, то Перечень сокращался бы, однако в настоящее время он содержит около 800 (!) процедур, разбитых на 27 глав.
А ведь каждая процедура – определенный барьер для бизнеса, что не способствует улучшению деловой среды.
Правда, не всегда перечень представляемых документов соответствует здравому смыслу: например, требуются не только копии, но и оригиналы устава и свидетельства о госрегистрации. Напомним, что существует Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их регистрация носит заявительный характер, а регистрирующий орган не проверяет содержание учредительных документов, в которых к тому же не предусмотрено обязательное указание видов деятельности.
Однако как бы мы ни критиковали действующий Перечень, стоит напомнить, что в ходе последних опросов представители бизнеса перестали указывать в качестве одного из основных препятствий для своего развития административные барьеры. Ведь после принятия постановления № 156 административные процедуры стали вводиться только по решению правительства. Они в определенной степени стали формализованными: определены органы, уполномоченные на их осуществление, список представляемых документов, срок действия выдаваемых документов и т.д. Такая детализация позволила притормозить «самодеятельность» чиновников в этой сфере, зачастую запрашивающих «дополнительные» сведения, документы и согласования.
Однако постановление № 156 лишь указывает саму конечную процедуру, не определив весь порядок взаимоотношений внутри нее. Например, при согласовании наружной рекламы субъекты были вынуждены обращаться в органы и организации, не перечисленные в документах правительства.
Представляется, что утверждение Перечня указом усложнит процедуру внесения в него изменений, заставит соответствующие госорганы и организации более ответственно обосновывать свои предложения по его корректировке. Напомним, в Беларуси вводится институт оценки регуляторного воздействия нормативных правовых актов на условия осуществления предпринимательской деятельности (ОРВ), и, вероятно, решения по административным процедурам могли бы выступить в качестве одного из первых (пилотных) объектов ОРВ.
Ставится задача повысить ответственность и формализовать порядок внесения изменений и дополнений в Перечень, в связи с чем планируется определить в отношении каждой из процедур так называемых регуляторов – госорганы либо организации, к компетенции которых относится проведение государственной политики в сфере общественных отношений, возникающих при осуществлении той либо иной процедуры. Сегодня в постановлении № 156 определены лишь органы, осуществляющие их, но ведь огромное количество процедур выполняется на уровне местных органов власти, поэтому отсутствие некоего «координатора» представляет серьезную проблему.
Остановимся на основных положениях проекта указа, подготовленного Департаментом по предпринимательству Министерства экономики.
Указом утверждается Перечень, при этом количество процедур уменьшается в 2 раза по сравнению с постановлением № 156. Правда, реально их сокращено лишь около двух десятков – оптимизация произошла преимущественно за счет уточнения названий и содержания. Так что работы в данном направлении предстоит еще много.
При этом на круглом столе обсуждался вопрос о том, что любая процедура должна вводиться в действие только при условии включения ее в Перечень. К сожалению, в него не вошли не только те процедуры, на которые не распространяется действие Закона от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон № 433-З) – судопроизводство, контрольная деятельность, нотариальные действия и др., но и, в частности, отношения, связанные с предоставлением земельных участков.
Проект Перечня предусматривает: наименование административной процедуры; регулятора; уполномоченный орган (имеются в виду те органы, которые непосредственно осуществляют процедуру); основания обращения за процедурой. Кстати, что касается уполномоченного органа, то его, как высказались некоторые участники встречи, можно было бы отдать на утверждение правительства.
Остальные данные в отношении каждой процедуры должен определить Совмин, в т.ч. исчерпывающий перечень документов, основания отказа для приема заявления, основания отказа в осуществлении процедуры (представляется, что эти два основания значительно повысят гарантии прав бизнеса), срок осуществления процедуры, срок действия выдаваемых документов и размер платы, перечень самостоятельно запрашиваемых уполномоченным органом документов и (или) сведений, особенности осуществления каждой процедуры.
Предложения о включении процедуры должны вноситься регуляторами только после обсуждения на общественно-консультативных советах при этих министерствах и ведомствах с участием представителей бизнеса и согласования с Советом по развитию предпринимательства при Президенте. Выше уже отмечалось, что необходимо вводить полноценное ОРВ для таких случаев.
Минэкономики разрабатывает сегодня так называемые жизненные ситуации, т.е. алгоритмы действий по решению проблемы, к примеру, организации того либо иного бизнеса – делается все это в рамках создания Электронного реестра административных процедур. Реестр упростит жизнь бизнесу, который сразу получит всю необходимую информацию и алгоритм своих действий, что позволит сократить затраты времени и средств, а также принять правильное решение. Кстати, доступ к реестру будет предоставляться безвозмездно неограниченному кругу лиц.
На круглом столе затрагивались и другие принципиальные вопросы. Например, как считают некоторые эксперты, определение понятия «административная процедура», содержащееся сегодня в ст. 1 Закона № 433-З, должно быть таким: «Административная процедура – действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей».
Ставился также вопрос о классификации административных процедур, потому что одни из них означают реализацию прав, другие – обязанностей, третьи – подтверждают какие-то права либо факты и т.д. Учет этих обстоятельств напрямую будет влиять на содержание перечня и алгоритмы процедур, в т.ч. их наполнение.
Принципиальное значение имеет роль регуляторов. Как уже отмечалось, согласно проекту указа им поручено вносить предложения по корректировке Перечня, плюс включение части сведений в реестр. Однако представляется, что регуляторы должны иметь право и обязанность давать обязательные для исполнения указания и разъяснения по поводу закрепленных за ними процедур, обобщать опыт их совершения и разрабатывать предложения по «стандартизации». Кроме того, регуляторы могли бы стать первичной инстанцией при рассмотрении спорных вопросов в данной области.