Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Административные процедуры как фактор деловой среды

Валерий Фадеев, заслуженный юрист Республики Беларусь. Фото: Bel.biz

Декретом Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» предусмотрено, что Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении субъектов хозяйствования (далее – Перечень), утверждается Президентом.

В связи с этим подготовлен проект указа «Об административных процедурах в отношении субъектов хозяйствования», который обсуждался на круглом столе в Союзе юристов Беларуси.

Действующий Перечень был утвержден постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156 (далее – постановление № 156) и, к сожалению, оказался очень «подвижным»: в течение года в него вносились десятки изменений и дополнений, иногда – по два в один день. В некоторых случаях явно лоббировались ведомственные ин­тересы.

Инициаторы корректировок пытались объяснить нестабильность этого документа то изменением экономической ситуации в стране, то необходимостью введения новых правил и требований, упрощающих ведение бизнеса, и т.д. Если бы это было так на самом деле, то Перечень сокращался бы, однако в настоящее время он содержит около 800 (!) процедур, разбитых на 27 глав.

А ведь каждая процедура – определенный барьер для бизнеса, что не способствует улучшению деловой среды.

Правда, не всегда перечень представляемых документов соответствует здравому смыслу: например, требуются не только копии, но и оригиналы устава и свидетельства о госрегистрации. Напомним, что существует Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их регистрация носит заявительный характер, а регистрирующий орган не проверяет содержание учредительных документов, в которых к тому же не предусмотрено обязательное указание видов деятельности.

Однако как бы мы ни критиковали действующий Перечень, стоит напомнить, что в ходе последних опросов представители бизнеса перестали указывать в качестве одного из основных препятствий для своего развития административные барьеры. Ведь после принятия постановления № 156 административные процедуры стали вводиться только по решению правительства. Они в определенной степени стали формализованными: определены органы, уполномоченные на их осуществление, список представляемых документов, срок действия выдаваемых документов и т.д. Такая детализация позволила притормозить «самодеятельность» чиновников в этой сфере, зачастую запрашивающих «дополнительные» сведения, документы и согласования.

Однако постановление № 156 лишь указывает саму конечную процедуру, не определив весь порядок взаимоотношений внутри нее. Например, при согласовании наружной рекламы субъекты были вынуждены обращаться в органы и организации, не перечисленные в документах правительства.

Представляется, что утверждение Перечня указом усложнит процедуру внесения в него изменений, заставит соответствующие госорганы и организации более ответственно обосновывать свои предложения по его корректировке. Напомним, в Беларуси вводится институт оценки регуляторного воздействия нормативных правовых актов на условия осуществления предпринимательской деятельности (ОРВ), и, вероятно, решения по административным процедурам могли бы выступить в качестве одного из первых (пилотных) объектов ОРВ.

Ставится задача повысить ответственность и формализовать порядок внесения изменений и дополнений в Перечень, в связи с чем планируется определить в отношении каждой из процедур так называемых регуляторов – госорганы либо организации, к компетенции которых относится проведение государственной политики в сфере общественных отношений, возникающих при осуществлении той либо иной процедуры. Сегодня в постановлении № 156 определены лишь органы, осуществляющие их, но ведь огромное количество процедур выполняется на уровне местных органов власти, поэтому отсутствие некоего «координатора» пред­ставляет серьезную проблему.

Остановимся на основных положениях проекта указа, подготовленного Департаментом по предпринимательству Министерства экономики.

Указом утверждается Перечень, при этом количество процедур уменьшается в 2 раза по сравнению с постановлением № 156. Правда, реально их сокращено лишь около двух десятков – оптимизация произошла преимущественно за счет уточнения названий и содержания. Так что работы в данном направлении предстоит еще много.

При этом на круглом столе обсуждался вопрос о том, что любая процедура должна вводиться в действие только при условии включения ее в Перечень. К сожалению, в него не вошли не только те процедуры, на которые не распространяется действие Закона от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон № 433-З) – судопроизводство, контрольная деятельность, нотариальные действия и др., но и, в частности, отношения, связанные с предоставлением земельных участков.

Проект Перечня предусматривает: наименование административной процедуры; регулятора; уполномоченный орган (имеются в виду те органы, которые непосредственно осуществляют процедуру); основания обращения за процедурой. Кстати, что касается уполномоченного органа, то его, как высказались некоторые участники встречи, можно было бы отдать на утверждение правительства.

Остальные данные в отношении каждой процедуры должен определить Совмин, в т.ч. исчерпывающий перечень документов, основания отказа для приема заявления, основания отказа в осуществлении процедуры (представляется, что эти два основания значительно повысят гарантии прав бизнеса), срок осуществления процедуры, срок действия  выдаваемых документов и размер платы, перечень самостоятельно запрашиваемых уполномоченным органом документов  и (или) сведений, особенности осуществления каждой процедуры.

Предложения о включении процедуры должны вноситься регуляторами только после обсуждения на общественно-консультативных советах при этих министерствах и ведомствах с участием пред­ставителей бизнеса и согласования с Советом по развитию предпринимательства при Президенте. Выше уже отмечалось, что необходимо вводить полноценное ОРВ для таких случаев.

Минэкономики разрабатывает сегодня так называемые жизненные ситуации, т.е. алгоритмы действий по решению проблемы, к примеру, организации того либо иного бизнеса – делается все это в рамках создания Электронного реестра административных процедур. Реестр упростит жизнь бизнесу, который сразу получит всю необходимую информацию и алгоритм своих действий, что позволит сократить затраты времени и средств, а также принять правильное решение. Кстати, доступ к реестру будет предоставляться безвозмездно неограниченному кругу лиц.

На круглом столе затрагивались и другие принципиальные вопросы. Например, как считают некоторые эксперты, определение понятия «административная процедура», содержащееся сегодня в ст. 1 Закона № 433-З, должно быть таким: «Административная процедура – действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей».

Ставился также вопрос о классификации административных процедур, потому что одни из них означают реализацию прав, другие – обязанностей, третьи – подтверждают какие-то права либо факты и т.д. Учет этих обстоятельств напрямую будет влиять на содержание перечня и алгоритмы процедур, в т.ч. их наполнение.

Принципиальное значение имеет роль регуляторов. Как уже отмечалось, согласно проекту указа им поручено вносить предложения по корректировке Перечня, плюс включение части сведений в реестр. Однако представляется, что регуляторы должны иметь право и обязанность давать обязательные для исполнения указания и разъяснения по поводу закрепленных за ними процедур, обобщать опыт их совершения и разрабатывать предложения по «стандартизации». Кроме того, регуляторы могли бы стать первичной инстанцией при рассмотрении спорных вопросов в данной области.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by