Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №62(2756) от 20.08.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1827
EUR:
3.5381
RUB:
3.5173
BTC:
61,271.00 $
Золото:
258.86
Серебро:
3.05
Платина:
98.23
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Жилищное строительство перестает быть главным драйвером развития отрасли

Фото: freepik.com

11 августа белорусские строители отметили свой профессиональный праздник. Несмотря на то, что отрасль демонстрирует рост объемов строительных работ, в ней происходят заметные изменения – строительство жилья перестает быть локомотивом развития отрасли и все больше уступает место инвестиционному строительству.

Рост благодаря инвестициям в основные средства

Как показывает статистика, основной индикатор развития строительной отрасли – объем подрядных работ по виду деятельности «Строительство» – в январе-июне 2024 г. составил 8,9 млрд руб., что на 8,6% больше, чем в 1-м полугодии 2023 г. Основным драйвером роста стало широкое инвестиционное строительство, развернувшееся в стране. По данным Белстата, из 18 млрд руб., направленных на инвестиции в основной капитал, 8,7 млрд руб. – почти половина – пошли на строительно-монтажные работы.

А вот доля жилищного строительства сокращается. Та же статистика показывает, что в январе-июне 2024 г. объем средств, вложенных в этот сектор, составил 3,5 млрд руб., или 19,3% общего объема инвестиций в основной капитал. Для сравнения: в 1-м полугодии 2023 г. эта доля составляла 21,4%, годом ранее – 23,4%. То есть жилищное строительство как один из ключевых драйверов развития отрасли постепенно утрачивает свое значение.

Особенно хорошо заметно, как сворачиваются объемы жилищного строительства, не в денежном, а натуральном выражении – на уровне показателей введенного в эксплуатацию жилья. Если в 1-м полугодии 2022 г. (кризисный период для белорусской экономики) было построено 1913,8 тыс. кв. м жилья, то в январе-июне 2023 г. и 2024 г. – 1758,9 и 1687,5 тыс. кв. м соответственно. Более того, как сообщалось ранее, правительство планирует пересмотреть подходы к жилищному строительству, строить больше арендного жилья, более избирательно подходить к вопросу возведения жилья с господдержкой.

«Лишние» мощности – на экспорт

В условиях сокращения объемов строительства жилья вариантов загрузки строительных мощностей не так много – это инвестиционное строительство, модернизация и ремонт ранее построенных объектов, а также экспорт строительных услуг.

За 2023 год экспорт строительных, инженерных и архитектурных услуг в ключевом направлении – в Россию – составил 716,9 млн USD. Темп роста к предыдущему году – 108,5%. Ранее сообщалось, что в 2025 г. в РФ будет работать до 30 тыс. белорусских строителей в рамках официальных контрактов, т.е. без учета труда гастарбайтеров. Экспорт строительных услуг – хорошее решение для того, чтобы «пристроить лишние» строительные мощности в период, когда пик инвестиционного строительства будет пройден.

С другой стороны, вряд ли предложение строительных мощностей существенно превысит спрос, поскольку с каждым годом организаций, работающих в отрасли, как и работников в ней, становится меньше. Так, если на начало 2021 г. в Беларуси функционировали 8357 строительных организаций, в которых работало 282,1 тыс. человек, то на начало 2024 г. – 8073 организации и 243,7 тыс. работников в них. То есть за последние 3 года количество работников в отрасли сократилось почти на 40 тыс. человек.

Финансовое положение предприятий отрасли стабильно

Пока в республике продолжается активная фаза инвестиционного цикла, отрасли стагнация не грозит. Текущей активности достаточно, чтобы предприятия работали, а валовые показатели росли.

Любопытно, что в отличие от других отраслей – например, той же торговли – финансовые показатели предприятий строительной сферы выглядят неплохо. Так, совокупная выручка организаций отрасли в январе-мае 2024 г. составила 6656 млн руб. (+27,5% к прошлому году), рентабельность реализации – 10,6% (в январе-мае 2023 г. – 9,8%), доля убыточных организаций – 16,5% (в 2023 г. – 16,2%).

То есть возросшие расходы отрасли на оплату труда, материалы и т.д. не трансформировались в увеличение затрат, как это наблюдается в сфере промышленности или торговли. На несколько процентных пунктов снизилась дебиторская и кредиторская задолженность, улучшилась общая ситуация с расчетами. Иными словами, финансовое положение отрасли остается стабильным.

***

Таким образом, основным локомотивом развития строительной отрасли остается выполнение строительно-монтажных работ в рамках реализации различных инвестиционных проектов, требующих возведения, ремонта и модернизации капитальных объектов. Пока инвестиционный цикл находится в активной фазе, сокращение строительной отрасли не грозит. Однако если он завершится, отрасль рискует утратить значимый фактор поддержки и тогда лишь экспорт строительных услуг сможет спасти ситуацию.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by