Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Социум
26.04.2019 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №31 (2232) от 26.04.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Женщины в бизнесе. — Как такой выбор связан с их дискриминацией?

Фото: владивосток.онлайн

То и дело слышишь, что у нас вопрос о неравенстве женщин с мужчинами в бизнесе – надуманный. В нормативных актах, регулирующих деловую среду, нет каких-то специальных норм, дискриминирующих женщин.

Специальное регулирование в отношении женщин содержится в Трудовом кодексе (гл. 19 «Особенности регулирования труда женщин и работников, имеющих семейные обязанности»), однако оно введено в связи с функцией женщины-матери и касается в основном наемных работников.

И, тем не менее, утверждать, что в Беларуси ограничений для женщин в бизнесе нет и они равны с мужчинами, я бы не стал.

Проблемы здесь вызваны в первую очередь не правовыми нормами, а скорее правоприменительной прак­тикой и той психологией, которая сложилась в обществе. Статистика показывает, что у нас недостаточно женщин-руководителей, их мало среди бизнесменов средней руки, не говоря уже о крупных, женщины, как правило, получают меньшую зарплату, чем мужчины, и т.д.

Так, согласно исследованиям, 32,7% пред­приятий возглавляют женщины и в 43,6% фирм они имеют долю в собственности. Их доля в общем числе индивидуальных предпринимателей – 33,9%, собственников, учредителей/соучредителей организаций – 23,3%.

Одним из больных является вопрос о доступе к работе, поскольку сегодня в связи со значительной либерализацией правил приема на работу, возможностью «усмотрения» со стороны нанимателей женщины оказываются зачастую неконкурентоспособными с мужчинами прежде всего в связи с их главной социальной функцией – материнством. Здесь можно было бы и поспорить: наемные работницы и бизнес-вумен – разные категории. Но ведь нередко именно невозможность устроиться по найму становится причиной того, что женщины ищут себя в бизнесе!

При этом уже традиционно выделяются сферы в основном «женского» бизнеса: торговля, сфера услуг, образование (87,7% от всех занятых женщин в бизнесе). Здесь нужен небольшой начальный капитал, дополнительные возможности дают указы Президента, регулирующие ремесленную деятельность, агроэкотуризм, деятельность физических лиц и др. Так, согласно Указу от 19.09.2017 № 337 физлица вправе осуществлять в упрощенном порядке (лишь с постановкой на учет в налоговых органах и  уплатой единого налога) около 30 видов деятельности, значительная часть которых востребована женщинами.

Напомню, что в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 г., утв. постановлением Совмина от 17.10.2018 № 743, предусмотрено, в частности, создание «системы тиражирования успешных проектов в области молодежного, социального, женского, сельского предпринимательства, включая организацию ярмарок фран­шиз, информирования и популяризации положительного опыта, формирования баз данных успешных идей и проектов».

Рискну предложить ряд мер, которые могли бы способствовать более активному вовлечению женщин в бизнес.

► При подведении итогов конкурса «Предприниматель года» предусмотреть специальную номинацию «Лучшие предприниматели среди женщин».

► При доработке документов по поддержке малого и среднего бизнеса включить в них специальные нормы, ориентирующие субъектов инфраструктуры поддержки на оказание содействия женскому бизнесу (сниженные ставки платы за услуги, специальные консультации, более низкая арендная плата в бизнес-­инкубаторах и т.д.).

► Сориентировать все бизнес-­объединения на создание при них клубов, секций и т.д., объединяющих женщин-предпринимателей (по примеру Минского столичного союза предпринимателей и работодателей), в которых бы обсуждались проблемы и опыт в сфере женского бизнеса, проводились специальные кон­сультации для женщин, занимающихся либо желающих заниматься бизнесом.

► В электронном реестре административных процедур (ЭРАП) обеспечить наличие деловых ситуаций, представляющих интерес для жен­щин (бытовые услуги, торговля, образование и др.).

► Предусмотреть в госпрограммах финансовой поддержки пред­принимательства специальные квоты и более льготные условия получения такой поддержки для жен­щин-­пред­принимателей.

► Провести работу среди банковских структур с целью установления более низких ставок кредитов для женщин, начинающих бизнес.

► Обсудить вопрос о создании специального информационного портала для женщин, занимающихся либо желающих заняться бизнесом. Это может быть поручено НЦПИ, у которого есть соответствующие ресурсы.

► Создать специальные секции по женскому предпринимательству при общественно-консультативных советах по развитию предпринимательства при местных исполкомах.

Вероятно, возможны и другие меры, направленные на более активное вовлечение женщин в бизнес. Так, сегодня активно действуют бизнес-­тренеры, специализирующиеся на проблемах женского биз­неса.  Видимо, государство дол­жно поощрять их работу и оказывать необходимую поддержку.

Ну и обществу надо менять свое отношение к бизнес-вумен. Как показывает практика, успеха быстрее добиваются те из них, кого поддерживают мужья, родственники. Кстати, по данным социсследований, женщины зачастую отличаются от мужчин более высоким уровнем правосознания и дисциплиной.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений