$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бизнес-союзы

Ждем перемен в налоговой системе

15.06.2018

О наиболее важных проблемах в белорусской системе налогообложения, направлениях ее изменения в ходе подготовки новой редакции Налогового кодекса говорили на очередном съезде Белорусского союза налогоплательщиков (БСН).

Власти обратили внимание на проблемы в налоговой системе, и во многом мы находим понимание, порадовал участников съезда председатель правления БСН Анатолий Труханович. В последние годы заметно упрощено налоговое администрирование, но снижения налоговой нагрузки практически не видно. В результате налоги, по мнению главы союза, стимулируют расточительность или закрывают бизнес. Дело здесь не только в ставках налогов, но и в системе льгот и налоговой базе. Поэтому реформирование налоговой системы в Беларуси должно обязательно затрагивать и эти аспекты.

Что касается налоговых ставок, то руководитель БСН предложил снизить ставку НДС до уровня российской, т.е. до 18%, а также добавить еще как минимум одну пониженную ставку этого налога. При этом он отметил, что в ряде развитых стран применяется по 4–5 ставок НДС, чтобы стимулировать производство социально значимых товаров и услуг. Это обеспечивает их конкуренто­способность на внешнем и внутреннем рынках. Среди многочисленных примеров налоговых стимулов А. Труханович обратил внимание на налог на выведенный капитал в Эстонии. Там с 2000 года налогом облагается прибыль только при ее выведении из компании в пользу собственников. Сразу после введения такого налога поступления в бюджет упали, но через 3 года их объем восстановился, а инвестиции существенно выросли. Аналогичный налог сейчас внедряется в Грузии и Латвии.

В выступлениях на съезде руководителей бизнес-союзов, в опросе, проведенном БСПН им. Кунявского, и предложениях делового сообщества не раз говорилось, что основной про­блемой для предпринимателей в отечественной системе налогообложения сегодня остается высокая налоговая нагрузка. Причем это касается не только бизнеса, но и населения. Но у нас власти пока не готовы не только на радикальные эксперименты, но и на куда более простое усовершенствование подоходного налога. Здесь особо важен не только фи­с­кальный, но и социальный эффект, подчеркнул А. Труханович. Поэтому БСН призывает повысить стандартный вычет до уровня бюджета прожиточного минимума, хотя бы для низкооплачиваемых работников, а также расширить сферу применения социальных и имущественных вычетов.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ налоговой нагрузки зарплат в разных странах, проведенный БСН, показал, что при гораздо более высоких ставках налога и прогрессивной шкале в ряде стран уровень изъятий меньше, чем у нас при единой ставке налога. При этом больше всего страдают те, у кого самые низкие зарплаты. Например, сумма налога с аналогичного дохода в Беларуси по единой ставке 13% почти на 20% больше, чем в Литве при минимальной ставке 20%, а при наличии двух иждивенцев там налог вообще не взимается. Аналогичная картина наблюдается и в остальных странах ЕС и США, хотя там никто не декларирует социально ориентированное государство.

Поддержал предложение БСН об увеличении величины необлагаемого подоходным налогом дохода до бюджета прожиточного минимума, выступая на съезде, и руководитель Минского столичного союза пред­принимателей  и работодателей Владимир Карягин. Он отметил, что высокий уровень налогообложения населения с низким уровнем доходов приводит к снижению покупательского спроса и негативно воздействует на развитие бизнеса.

К сожалению, это предложение, как и многие другие, связанные со снижением налоговой нагрузки, пока отвергается органами госуправления. Аргумент в основном один: нельзя допустить сокращения доходов бюджета. Поэтому изменения в Налоговый кодекс (НК), касающиеся налоговой нагрузки, не пройдут, если «не видно, как заменить выпадающие доходы бюджета, а резервов сокращения расходов нет», отметил на съезде председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Владислав Щепов. Он обратил внимание на другую проблему – неравномерность налоговой нагрузки в региональном разрезе. Сейчас большая часть налоговых доходов «оседает» в Минске, несмотря на попытки властей привлечь бизнес в регионы. Среди мер по улучшению налогового администрирования В. Щепов выделил замену конфискации штрафами, а также отметил необходимость воспитывать налоговую грамотность у населения.

ОСНОВНАЯ задача, которую надо решить при подготовке изменений в НК, – упростить налоговое администрирование, избавить его от излишних обременений, подчеркнула в своем выступлении на съезде замминистра по налогам и сборам Элла Селицкая. Как решаются эти задачи, скоро можно будет увидеть в подготовленном проекте Общей части Налогового кодекса. Например, принято решение взимать пеню только в размере, не превышающем сумму доначисленного налога, использовать «низкорисковый под­ход» к приостановлению операций по счетам: субъектам хозяйствования будет отведен 10-дневный срок на доплату налогов. Облегчить жизнь бизнесу должно введение таких обеспечительных мер, как банковская гарантия или залог имущества по налоговой задолженности, что позволит не приостанавливать операции по счетам в течение 3 месяцев.

Предложения бизнес-сообщества по увеличению критериев выручки для применения упрощенной системы налогообложения потребовали дополнительных расчетов. Решения здесь пока нет. Зато предлагается продлить право на применение инвестиционного вычета по налогу на прибыль до 3 лет, если у субъекта хозяйствования не хватает прибыли в том периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию. Наверняка бухгалтеров обрадует установление единой даты начисления выручки для бухгалтерского и налогового учета. Бизнес-союзы, как, впрочем, и научные круги, неоднократно предлагали отменить ограничения по вычетам НДС. Похоже, и здесь ситуация может измениться в пользу налогоплательщиков. Сейчас прорабатываются варианты снятия ограничений по вычетам НДС, в т.ч. для импортеров, установленные Указом № 99. Один из возможных вариантов – полностью перейти на поквартальную уплату НДС. Однако такое новшество не поддерживают экспортеры, поскольку переход с помесячного на поквартальный срок уплаты НДС увеличит для них сроки принятия НДС к вычету, сообщила участникам съезда Э. Селицкая.

МНОГО новшеств ожидается в порядке исчисления налога на прибыль: здесь возможно существенное сокращение «неучитываемых» затрат и других ограничений.

Судя по ответу замминистра на вопрос об отмене повышающих коэффициентов к налогам на землю и недвижимость, на которой уже длительное время настаивают практически все бизнес-союзы, добиться в новой редакции НК реализации этого пред­ложения пока не удается. При этом замминистра сослалась на позицию местных советов. Те не готовы отказаться от своего права устанавливать повышающие коэффициенты, поскольку в региональных бюджетах имущественные налоги занимают весомую долю, которая существенно возросла в последние годы.

Однако в 2017 году и в начале текущего года этот процесс остановился. Причина, как полагают предприниматели, кроется в том, что бремя имущественных налогов вынуждает бизнес скрывать стоимость недвижимости, а иногда отказываться от нее и от земельных участков. Поэтому снижение поступлений таких налогов может носить кратковременный характер и быстро компенсируется за счет развития бизнеса. Но пока власти предлагают лишь снижение коэффициентов до 1,5–2. Однако вряд ли это существенно поможет бизнесу, поскольку сроки окупаемости объектов недвижимости, как правило, высоки. Прорабатывается вопрос использования кадастровой стоимости как базы для исчисления налога на недвижимость. При этом замминистра пообещала, что будет учтен негативный опыт России в данной сфере, и мы попытаемся избежать аналогичных перегибов.

ДЛЯ решения проблемы БСН предлагает весьма конструктивный подход, суть которого во введении инвестиционного вычета по выбору плательщика: по налогу на прибыль или на недвижимость. В качестве образца здесь можно использовать опыт российских регионов. Замминистра упомянула в своем выступлении возможность такого вычета по производственным помещениям.

Итак, налоговое администрирование в стране действительно может улуч­шиться, станет меньше штрафных санк­ций. Однако снижения фискального бремени на текущем этапе корректировки Налогового кодекса субъектам хозяйствования ожидать все же не стоит.

Автор публикации: Валерия ГЕРАСИМОВА