Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Жалуемся на конкурента: ЕЭК подсказал как

Министр ЕЭК по конкуренции и антимонопольному регулированию Марат Кусаинов

В Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) за 2017 год и 5 месяцев текущего года поступило 17 заявлений от предприятий из стран – участниц ЕАЭС о нарушении правил конкуренции на общем рынке. Четверть из них – от белорусских субъектов. Такие данные привел министр ЕЭК по конкуренции и антимонопольному регулированию Марат Кусаинов в ходе работы Общественной приемной блока по конкуренции ЕЭК, организованной 28 мая в Минске на базе МАРТ.

Бизнес еще недостаточно информирован о конкурентном законодательстве ЕАЭС, не владеет инструментами защиты прав в случае ограничения конкуренции, считает министр. Это одна из причин нарушений, влекущих серьезные меры ответственности.

Для защиты конкуренции на трансграничном рынке ЕЭК располагает такими инструментами, как система запретов на антиконкурентное поведение, санк­ции за их нарушение, профилактические меры, включая предупреждение и предостережение.

Чтобы антимонопольный орган помог бизнесу восстановить свои права, нужно обратиться в Комиссию, рассказал директор департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексей Сушкевич. Эта процедура регламентирована Порядком рассмотрения заявлений о нарушении общих правил конкуренции трансграничных рынков, утв. Решением Совета ЕЭК от 23.11.2012 № 97 (далее – Порядок № 97). После подачи заявления придется дождаться рассмотрения, расследования и решения о восстановлении конкуренции на рынке.

Главное для субъекта хозяйствования – правильно составить заявление. Оно подается письменно в произвольной форме с указанием взятых из открытых источников сведений о себе и лицах, в отношении которых подается заявление, включая данные об их регистрации. Остальное можно узнать из общедоступных реестров, например, базы СПАРК (система, используемая для проверки контрагентов. – Прим. ред.).

Далее в заявлении следует описать действия (бездействие) лица, которые, по мнению заявителя, противоречат правилам конкуренции, точно сформулировав признаки нарушения. Например, если речь идет о недобросовестной конкуренции, нужно указать, в чем она заключается. Если речь идет об использовании товарного знака, следует пояснить, что оно направлено на приобретение преимуществ в конкурентной борьбе, а такое использование нарушает законодательство, обычаи делового оборота и т.д., а также указать, что это причиняет ущерб или вредит деловой репутации заявителя. Если все указано верно и пресечение этого нарушения входит в компетенцию ЕЭК, а заявитель, которому причинен или может быть причинен ущерб, и его «обидчик» зарегистрированы в разных странах ЕАЭС, Комиссия рассмотрит это заявление в установленном порядке и примет меры.

Самое распространенное нарушение в этой сфере – злоупотребление доминирующим положением. В заявлении о нем следует обосновать факт ущемления интересов или нарушения прав субъектом, которого заявитель считает монополистом. При этом достаточно показать, что это единственный известный поставщик на рынке или что переход на продукцию иной компании обходится «запретительно» дорого. Следует указать признаки доминирующего положения, факты злоупотребления, ущемляющего интересы заявителя. Это может быть поддержание монопольных цен, создание препятствий для доступа товаров на рынок или их изъятие из обращения, навязывание экономически и технологически не обоснованных и невыгодных условий и т.п. Явным признаком доминирующего положения является превышение доли субъекта на трансграничном рынке уровня в 35%, а для высококонцентрированных рынков – если не более трех субъектов имеют на них долю, превышающую 50%, четырех – свыше 70%.

Еще один вид нарушений – антиконкурентные соглашения, которые антимонопольным органам удается «разоблачать» достаточно редко. Тем не менее некоторые из них удается раскрывать благодаря заявлениям пострадавших.

Отметим, что соглашением признается любая договоренность как в устной, так и в письменной форме, содержащаяся в одном или нескольких документах. Если тут нет прямых доказательств, приходится искать косвенные, например, изучать электронную переписку, однотипные формулировки разных компаний об отказе приобретать продукцию и т.п. Пресечение антиконкурентного соглашения входит в компетенцию Комиссии, если хотя бы два субъекта, чьи действия приводят к нарушению запрета, зарегистрированы на территории разных стран ЕАЭС. Это могут быть картели компаний из двух и более стран, «вертикальные» соглашения (покупателя и продавца). Некоторые соглашения по формальным основаниям подпадают под запрет, но по общим принципам могут признаваться допустимыми и ненаказуемыми. Однако и в этом случае Комиссия вправе их пресечь, если усмотрит ограничение конкуренции.

Встречается и такое нарушение, как координация экономической деятельности. Например, если крупная компания требует, чтобы ее подрядчики не приобретали продукцию у какого-либо определенного производителя. Такая координация также создает ограничение конкуренции. В этом случае нужно указать, в чем заключается антиконкурентный эффект, что известно о компании-«координаторе». Пресечение такого нарушения входит в компетенцию Комиссии, только если координация совершается на трансграничном рынке Союза, а не совершается компанией, зарегистрированной за пределами ЕАЭС или органами власти стран-­участниц.

К заявлению, подаваемому в Комиссию, физические лица должны приложить копию паспорта, юридические – свидетельство о регистрации, документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления, документы, которые, по мнению заявителя, имеют отношение к рассмотрению заявления и подтверждают наличие признаков нарушения в действиях контрагента. Если какие-то документы недоступны, но заявитель знает, где их истребовать, следует указать, у кого они имеются, и ЕЭК запросит их сама.

При этом составляется опись пред­ставленных документов, они должны быть прошиты и пронумерованы, заверены подписью физического лица, руководителя, печатью юридического лица. Если документы содержат конфиденциальную информацию, это нужно указать на конверте. Тогда он сразу направляется в антимонопольный блок на имя министра, который определит, кто будет работать с этими документами.

ЕЭК уведомляет заявителя о принятии заявления к рассмотрению в случае, если четко сформулированы признаки нарушения запретов на антиконкурентную деятельность и показано, что они находятся в компетенции Комиссии. Возможен и возврат заявления по формальным основаниям. В настоящее время готовятся поправки в Порядок № 97, предусматривающие возврат заявления, если в нем не указаны признаки ограничения конкуренции.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by