Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Земельный налог по земельному участку для обслуживания производственно-складских помещений

Организация занимается оптовой торговлей, имеет склад для хранения и отгрузки товаров. Склад оборудован стеллажами для размещения товаров. Целевое назначение земельного участка – для обслуживания производственно-складских помещений.

Является ли склад предприятия торговым объектом и нужно ли для расчета земельного налога применять ставку 1,5%?

 

Законом № 72-З1 внесены изменения в НК2, в частности, в приложение 6 к НК.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона № 72-З налоговая база земельного налога на 01.01.2021 для исчисления и уплаты земельного налога за 2021 год определяется по видам функционального использования земельных участков. Так, например, налоговая база земельного налога для общественно-деловой и производственной зон определяется в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2020 и 2021 гг.

Функциональное использование земельного участка (вид оценочной зоны) определяется при исчислении земельного налога в соответствии с приложением 5 к НК на основании целевого назначения земельного участка, установленного местным исполнительным комитетом (п. 3 ст. 240 НК), при исчислении размера ежегодной арендной платы – в соответствии с приложением 2 к Указу № 1603 (подп. 1.2 п. 1 Указа № 160).

Справочно: к общественно-деловой зоне относятся земельные участки, в т.ч. для размещения объектов административного, финансового назначения, розничной торговли, гостиничного назначения, общественного питания, здравоохранения и по предоставлению социальных услуг, образования и воспитания, научного назначения и научного обслуживания, физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения, культурно-просветительного и зрелищного назначения, бытового обслуживания населения, по оказанию посреднических и туристических услуг, автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, игорных заведений, рынков (за исключением автомобильных), торговых центров, в т.ч. автомобильных стоянок, обслуживающих эти рынки и торговые цент­ры, и т.д.

К производственной зоне относятся земельные участки для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, оптовой торговли, материально-технического и продовольственного снабжения, заготовок и сбыта продукции, коммунального хозяйства, по ремонту и обслуживанию автомобилей.

С 01.01.2021 земельный налог за земельные участки, относящиеся по функциональному использованию к общественно-деловой зоне, на которых находятся торговые центры (в т.ч. обслуживающие их автостоянки) и торговые объекты, входящие в торговую сеть, уплачивается в повышенном размере. В этом случае при расчете к кадастровой стоимости земельного участка применяется ставка земельного налога 1,5% (ранее – 0,7%) и коэффициент 0,015 (ранее – 0,007). При этом указанный порядок является временным на 2021–2022 гг. (п. 1 ст. 241, приложение 6 к НК, п. 7 ст. 3 Закона № 72-З).

Справочно: в соответствии с Законом № 128-З4:

– торговый центр – совокупность расположенных на определенной территории, спланированных как единое целое и (или) централизующих функции хозяйственного обслуживания розничных торговых объектов и иных объектов, в которых реализуется универсальный ассортимент товаров и оказываются услуги населению;

– торговый объект – капстроение (здание, сооружение) или его часть (части) либо временная конструкция, не являющаяся капстроением (зданием, сооружением) или его частью, оснащенные торговым оборудованием, предназначенным для продажи товаров, а также передвижные средства развозной и разносной торговли;

– торговая сеть – два и более стационарных торговых объекта, которые принадлежат на законном основании одному субъекту торговли либо группе лиц или в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами торговли с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в т.ч. на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).

В случае если из решения местного исполкома о предоставлении земельного участка и иных правоудостоверяющих документов прямо не усматривается, для обслуживания какого именно вида торгового центра (торгово-делового центра, торгово-развлекательного центра, административно-торгового центра) предоставлен и (или) фактически используется земельный участок, относящийся к общественно-деловой зоне, то для определения ставки, по которой подлежит исчислению земельный налог (коэффициента, с применением которого подлежит исчислению арендная плата), необходимо принимать во внимание положения Закона № 128-З, которым определено, что признается торговым центром, торговым объектом, входящим в торговую сеть.

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации целевое назначение земельного участка – для обслуживания производственно-складских помещений оптовой торговой организации, то по функциональному использованию земельного участка (виду оценочных зон) указанный земельный участок относится к производственной зоне.

Разъяснения норм действующего законодательства по уплате земельного налога приведены в письме МНС, Минфина № 2-2-12/00751/5-1-26/855.

Следует обратить внимание, что исходя из определения понятия «торговая сеть», содержащегося в Законе № 128-З, два и более стационарных торговых объекта, в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами торговли с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в т.ч. на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), также формируют торговую сеть независимо от того, что непосредственно сами торговые объекты могут принадлежать разным юрлицам.

Например, под маркой бренда на территории РБ могут функционировать отдельные торговые объекты, принадлежащие различным юрлицам (ИП). В том случае, если таких торговых объектов в РБ два и более, данные организации подпадают под повышенное налогообложение.

Таким образом, ставка земельного налога в размере 1,5% (коэффициент к кадастровой стоимости 0,015) подлежит применению по земельным участкам (их частям), относящимся к общественно-деловой зоне, на которых размещены:

– торговые центры (включая торгово-развлекательные центры), в т.ч. автомобильные стоянки, обслуживающие эти торговые центры;

– торговые объекты, входящие в торговую сеть (включая аптеки, автосалоны), в т.ч. при расположении таких торговых объектов в торгово-деловых центрах, административно-торговых центрах, жилых домах со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и т.д.).

С учетом того, что склад для хранения и отгрузки товаров не соответствует критериям торгового центра либо торгового объекта, входящего в торговую сеть, определенным Законом № 128-З, а также то, что земельный участок по функциональному использованию согласно приложению 5 к НК относится к производственной зоне, а именно используется для обслуживания производственно-складских помещений оптовой торговой организации для размещения объекта оптовой торговли, материально-технического и продовольственного снабжения, заготовок и сбыта продукции, то ставка земельного налога в размере 1,5% в этом случае не применяется. В приложении 6 к НК для земельных участков, относящихся к производственной зоне, установлена ставка в размере 1,1%. Соответственно, при исчислении земельного налога в рассматриваемом случае следует применить ставку налога в размере 1,1%.

Ответ. Нет, в данной ситуации не является.


 

1Закон от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее – Закон № 72-З).

2Налоговый кодекс (НК).

3Указ от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ № 160).

4Закон от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон № 128-З).

5Письмо МНС, Минфина от 31.03.2021 № 2-2-12/00751/5-1-26/85 «О разъяснении норм законодательства».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений