Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Земельный налог и нецелевое использование участка: было или не было

Юридическому лицу, у которого имеется производственный филиал, выделен земельный участок (далее – участок) с целевым назначением «для размещения и эксплуатации производственного здания филиала». Впоследствии филиал был ликвидирован, а здание осталось в собственности юридического лица и использовалось им по прежнему назначению.

Контролирующие органы при проверке обвинили юридическое лицо в нецелевом использовании участка. На участки, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10 (п. 4 ст. 196 НК).

Можно ли считать, что в этой ситуации юридическое лицо использовало участок не по целевому назначению с соответствующими последствиями для уплаты земельного налога?

В соответствии с п. 5 Положения о порядке изменения целевого назначения земельных участков, утв. постановлением Совмина от 30.12.2011 № 1780, в решении об изменении целевого назначения участка должны быть указаны:

– основания для такого изменения;

– землепользователь, в отношении участка которого принято данное решение, площадь участка с указанием вида земель, вещного права, кадастрового номера;

– прежнее и измененное целевые назначения участка, а также назначение участка в соответствии с Единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества, утв. постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совмине от 05.07.2004 № 33 (далее – Классификация), и при необходимости – сведения об изменении условий отвода участка и переводе земель из одних категории и вида в другие.

Как видно из рассматриваемой в вопросе ситуации, землепользователь не изменился, поскольку участок выделен юридическому лицу и за ним и остался после ликвидации филиала. Также не изменился собственник здания, поскольку здание принадлежало и принадлежит одному и тому же юридическому лицу, а у филиала оно находилось в пользовании.

Назначение участка в соответствии с Классификацией также не изменилось, т.к. прежним осталось назначение объекта недвижимого имущества – здание производственного назначения. В соответствии с Классификацией участок для размещения объектов промышленности имеет код 1 11 00. И этот код также не изменился.

Закон от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон) устанавливает правила госрегистрации в отношении в том числе и участков. На основании ст. 45 Закона основаниями для госрегистрации изменения недвижимого имущества являются:

– изменение границ участка;

– строительство и ввод в эксплуатацию надстройки, пристройки капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения, машино-места;

– перестройка и ввод в эксплуатацию капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения, машино-места;

– разрешение в соответствии с законодательными актами госрегистрации изменения капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения, машино-места, надстройка, пристройка, пере­стройка которых были осуществлены самовольно;

– гибель или уничтожение части капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения, изолированного помещения, машино-места;

– изменение назначения недвижимого имущества;

– завершение строительства незавершенного законсервированного капитального строения и ввод в эксплуатацию ранее законсервированного объекта;

– иные основания, предусмотренные законодательством.

На основании норм указанных нормативных правовых актов следует сделать следующие выводы:

1) участки были выделены юридическому лицу, а не филиалу;

2) ликвидированный филиал был только наделен имуществом, но не являлся его собственником; здание, расположенное на данном участке, принадлежало и принадлежит юридическому лицу;

3) изменений в назначении здания не произошло;

4) в Законе нет такого основания для госрегистрации изменений недвижимого имущества, в т.ч. участков, как изменение внутренней структуры юридического лица.

Следовательно, никаких оснований для применения повышающего коэффициента 10 по земельному налогу в данной ситуации нет.

Ответ: Нет, нельзя.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by