Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №37(2731) от 21.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2221
EUR:
3.5023
RUB:
3.5068
Золото:
248.89
Серебро:
3.07
Платина:
110.33
Палладий:
102.45
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Защита деловой репутации: — заставить клиента удалить отзыв на сайте

Фото: freepik

Заказчик, недовольный качеством оказанной услуги, размес­тил на одном из сайтов негативный отзыв в адрес исполнителя. Последний обратился в суд с требованием обязать заказчика удалить отзыв и опубликовать опровержение, поскольку обнародованные сведения не соответствуют действительности и наносят вред деловой репутации истца.

Перед подачей искового заявления в суд следует разобраться, какая информации считается порочащей деловую репутацию. С точки зрения хозяйственного права порочащими сведениями будут такие, которые одновременно:

– имеют предосудительный характер (например, сведения о нарушении действующего законодательства, недобросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности, нарушении этики делового оборота);

– не соответствуют действительности;

– являются дискредитирующими (подрывают доверие, порочат деловую репутацию, негативно влияют на хозяйственную деятельность лица);

– сообщены неопределенному кругу лиц.

При обращении за защитой нарушенного права в суд следует убедиться в наличии всех указанных признаков в совокупности.

Также при рассмотрении дела суд будет оценивать, не носит ли отзыв сугубо субъективный характер. То есть не воспринял ли ваш клиент оказанную ему услугу именно таким образом и просто выражает свое мнение о вашей организации? Если это так, то в требованиях будет отказано, ведь гражданин имеет право выражать свое мнение, которое не обязано быть исключительно позитивным в отношении исполнителя.

Приведем пример из судебной практики.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Р. (ИП, исполнитель) разработал для гражданина Я. (заказчик) по утвержденному техническому заданию дизайн-проект интерьера помещения (трехкомнатная квартира общей площадью 91 м2). Позже заказчик разместил на сайте негативный отзыв с рекомендацией: если нужен дизайнер, который подскажет и проведет вас по миру современных отделочных материалов и цветовых решений, то к данному ИП обращаться не стоит, проще самим картинки в интернете посмотреть.

ИП потребовал через суд признать сведения, изложенные в отзыве, не соответствующими действительности, обязать заказчика опубликовать опровержение и возместить истцу 6000 руб. в счет компенсации морального вреда. Кроме того, владелец интернет-ресурса (общество с ограниченной ответственностью) должно было удалить негативный отзыв.

Спор дошел до Судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда, которая 26.05.2021 рассмотрела кассационную жалобу ИП, требовавшего защитить его деловую репутацию.

Однако и Верховный Суд пришел к выводу, что размещенный отзыв – всего лишь субъективное мнение клиента о недочетах, допущенных при оказании услуги, опровергнуть его не представляется возможным. При этом судьи сослались на постановление Пленума ВХС от 26.04.2005 № 16 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства при рассмотрении дел о защите деловой репутации».

Причем было отмечено, что отзыв заказчика частично соответствует действительности. Так, клиент считал, что ему передали «черновые листы с рукописными пометками исполнителя с размерами, не соответствующими действительности», а исполнитель это воспринимал как дизайн-проект, точные размеры которого должны уточняться в процессе строительства.

Данный пример иллюстрирует субъективность восприятия сторонами одной и той же ситуации. В удовлетворении иска было отказано. Судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением кассационной жалобы, отнесены на заявителя.

***

Таким образом, нельзя обязать удалить отзыв, который выражает субъективное мнение клиента, т.к. оно имеет оценочный характер.

Кстати, специалисты советуют воспринимать негативный отзыв как вызов: он помогает обнаружить недостатки в работе субъекта хозяйствования, заставляет его выходить на новый уровень обслуживания и предоставлять более качественные услуги. Не стоит агрессивно отвечать обиженному клиенту или сразу же обвинять его в клевете. Следует найти нужные слова, которые помогут с достоинством выйти из подобной ситуации и не отпугнут потенциальных клиентов.

Материал подготовлен на основании информации court.gov.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений