Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Выплаты «в конвертах»: — контролирующие органы озвучили позицию

Фото: bpc.by

Теме борьбы с серыми схемами при выплате заработной платы и неуплатой налогов была посвящена пресс-конференция с участием КГК и МНС, проведенная 19 октября. Рассказываем читателям «ЭГ» о наиболее важном из озвученного представителями контролирующих органов.

С точки зрения ДФР КГК, как правило, источниками для выплат зарплат «в конвертах» выступают неучтенная выручка, средства, полученные в результате незаконных финансовых операций и от наличия формально числящихся в штате работников. Об этом сообщил заместитель директора Департамента финансовых расследований КГК Андрей Прокопук.

 

Позиция госконтроля

С начала 2021 г. по фактам серой оплаты труда органами финансовых расследований КГК выявлено 30 преступлений.

«При этом установлены факты таких выплат более чем 800 работникам, – уточнил представитель ДФР. – Причинение ущерба в виде неперечисления, неуплаты подоходного налога и обязательных страховых взносов в ФСЗН – на сумму свыше 7,2 млн руб».

По его словам, органы финансовой милиции проверяют организации на предмет серых выплат также во всех случаях расследований по фактам других экономических преступлений: хищение, взятка, уклонение от уплаты налогов, легализация средств, полученных преступным путем. Так, в июне текущего года ДФР выявил факты выплаты должностными лицами двух минских ООО зарплаты в конвертах 21 работнику на общую сумму 9,9 млн руб. Сумма причиненного ущерба – 2,5 млн руб.

Представитель ведомства напомнил, что до июня текущего года за уплату зарплат «в конвертах» предполагалась только административная ответственность (ст. 12.15 КоАП «Неуплата или неполная уплата обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование»).

Однако уже более трех месяцев действуют нововведения в УК, установившие уголовную ответственность за подобные действия, совершенные умышленно (ст. 2431 «Уклонение от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов, сборов» и ст. 2433 «Уклонение от уплаты страховых взносов»).

Замглавы ДФР уточнил, что нормы этих уголовных статей должны применяться только тогда, когда доказан факт умышленного неначисления платежей. Должностные лица организаций, которые не скрывают заработную плату, начисляют страховые взносы, но не перечисляют их в ФСЗН, например, в связи с отсутствием средств на расчетном счете, будут по-прежнему нести административную ответственность. Информации о возбуждении уголовных дел по упомянутым статьям пока нет.

Распоряжением председателя КГК от 06.05.2021 № 13 создана межведомственная рабочая группа для повышения оперативности взаимодействия по борьбе с серыми выплатами. Сейчас готовится соглашение о порядке взаимодействия органов КГК, МНС, МВД и Минтруда «в целях выявления и пресечения выплат зарплат «в конвертах».

Также в мае на сайте ведомства заработала онлайн-панель для сообщения о таких выплатах. По сентябрь включительно через нее принято более 200 сообщений. 80% из них касались организаций Минска и столичной области. Проверено 80 компаний, сигналы в отношении которых поступили от граждан. Информация нашла свое подтверждение «в ряде случаев».

 

ИП – в прицеле

Заместитель министра по налогам и сборам Игорь Скринников подчеркнул, что контроль со стороны инспекций МНС сконцентрирован на плательщиках, «умышленно нарушающих законодательство и уклоняющихся от уплаты налогов». Среди схем нарушений – сокрытие выручки, выплата зарплат «в конвертах», дробление бизнеса, необоснованный возврат из бюджета сумм НДС, а также «использование индивидуальных предпринимателей для подмены трудовых отношений гражданско-правовыми либо осуществление фиктивных операций».

По мнению представителя МНС, «в последние годы использование института индивидуального предпринимательства, особенно ИП, применяющих УСН, стало довольно популярным инструментом формирования фонда серой зарплаты, не говоря уже об умышленной минимизации налоговых обязательств». В таких случаях экономия на подоходном налоге и отчислениях в ФСЗН «очевидна, и таких примеров, к сожалению, у нас достаточно много».

По результатам анализа деятельности предприятий со стороны ИМНС, за январь-сентябрь 2021 г. в адрес почти 24 тыс. субъектов хозяйствования направлены сообщения и уведомления о возможном камеральном контроле. Как следствие, сумма добровольно уплаченного подоходного налога превысила 10,5 млн руб.

С учетом критериев оценки степени риска и на основании имеющейся у налоговых органов информации с начала года проведено более 700 проверок, по результатам которых предъявлены требования об уплате подоходного налога на общую сумму свыше 5,5 млн руб.

 

Борьба с зависимостью

«ЭГ» поинтересовалась у представителей контролирующих органов их разъяснениями о том, в каких случаях индивидуальному предпринимателю, сотрудничающему с организацией, не стоит опасаться того, что сам факт его нахождения в статусе ИП и работы по УСН будет восприниматься подозрительно. Также мы обратили внимание на частые вопросы со стороны бизнеса о широком трактовании п. 4 ст. 33 НК о корректировке налоговой базы. Ответы считаем важным опубликовать максимально подробно.

Игорь Скринников считает, что «в последнее время муссируют ст. 33 НК, но, по большому счету, требования в части порядка и условий осуществления предпринимательской деятельности незыблемы и действуют на протяжении многих лет».

«Что же мы видим в отношении отдельных ИП? – продолжил представитель МНС. – Когда этот ипэшник абсолютно зависим в принятии решений от третьих лиц – только в таких условиях мы эти факты анализируем, ставим под сомнение те или иные сделки и, возможно, проводим определенные контрольные мероприятия».

В случае же, если плательщик независим в принятии решений, работает в рамках осуществления своей обычной хозяйственной деятельности с рядом субъектов хозяйствования, то к этому ИП со сторон МНС не должно быть претензий, пояснил замминистра.

Но вопросы возникают, «когда бывший сотрудник организации в рамках своих непосредственных должностных обязанностей почему-то резко становится ИП, начинает оказывать аналогичные услуги предприятию, на котором он ранее работал, при этом доходы почему-то начинают кратно возрастать по сравнению с той заработной платой, которая имелась ранее».

«Когда мы выявляем такие факты, конечно, мы говорим: "Ребята, вот здесь, по нашему мнению, уже есть признаки, подозрения в налоговом мошенничестве", – добавил он. – Изначально субъектам хозяйствования предлагается прекратить такую деятельность и самостоятельно исполнить налоговые обязательства. В противном случае проводятся контрольные мероприятия совместно с ДФР КГК».

В системе налоговых органов, по словам Игоря Скринникова, «нет никакой самодеятельности»: все факты нарушений законодательства, связанные с возможным применением ст. 33 НК, рассматриваются на уровне министерства. Только после детальной проработки, сбора доказательной базы делается заключение о возможности применения положений данной статьи, а плательщики после получения уведомления, как правило, добровольно исполняют обязательства.

«Поэтому сказать, что мы шашками наголо машем по стране, применяя эту норму закона, наверное, будет некорректно», – заключил замглавы МНС.

Комментируя применение ст. 33 НК, заместитель директора ДФР заявил:

«Я думаю, что достаточно там все правильно изложено. И у нас сомнений никаких пункт 4 не вызывает в его правильности. Корректировки, я думаю, не нужны».

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений