Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Запретят ли в Беларуси пластиковые бутылки? Производители напитков и государство спорят о замене ПЭТ стеклом

Недавно Александр Лукашенко выступил с инициативой поэтапного отказа отечественной пищевой промышленностью от ПЭТ-упаковки и ее замены более экологичной стеклянной. Эти слова уже стали документом – Директивой № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны». Есть решение премьер-министра Сергея Румаса о создании межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по замещению ПЭТ-тары для розлива питьевой воды и напитков на стеклянную. Маховик запустился.

Но что думают о воплощении в жизнь этой экологической инициативы отечественные производители напитков? Реально ли это? И что будет с белорусскими заводами, разливающими газировку и минералку, после всеобщего перехода на стеклянную тару?

Эти вопросы были подняты на инициированном Республиканским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) круглом столе по теме «Влияние ПЭТ-тары и стеклянной упаковки на инвестиционный и экспортный потенциал отрасли производства бутилированной воды и прохладительных напитков».

По итогам мероприятия создается впечатление, что промышленников новая инициатива властей напрягает и даже пугает. На белорусском рынке газировки и минералки и так не самая простая для отечественных производителей ситуация. И новые проблемы им сейчас ни к чему.

Возникают 2 больших блока вопросов.

Во-первых, напитки в стеклянной таре – это премиальный сектор рынка, который не может быть дешевым и «общеупотребительным». А значит, белорусским предприятиям придется в значительной степени переориентироваться на экспорт, так как внутри страны перспективы продать производимые ими сегодня объемы напитков в стеклянной таре и по более высоким ценам сомнительны.

Во-вторых, чем бросаться в «стеклянный омут», следует произвести детальную оценку регулирующего воздействия на отрасль решений по переходу с ПЭТ на стеклянную тару по всем социально-экономическим параметрам. Как это повлияет на судьбу предприятий, занятость и безработицу? Каковы будут последствия для бюджета? Надо разработать «дорожную карту» перераспределения видов упаковки в отрасли с учетом мировых тенденций и опыта.

Необходимо внедрить в стране депозитную систему обращения отходов упаковки, включая систему сбора оборотной стеклянной тары. Ее ведь пока нет!

Где взять столько бутылок? В состоянии ли белорусские стекольные предприятия обеспечить отечественную индустрию напитков качественной стеклотарой в достаточном количестве? Не придется ли нам начать массовый импорт бутылок из-за границы?

На эти вопросы специалисты с предприятий дали ответы, не очень приятные для инициаторов перехода на стеклотару.

Ударить по заводам бутылкой

Так, Юрий Раковец, заместитель директора по маркетингу Минского завода безалкогольных напитков (МЗБН), усомнился в экономической целесообразности всеобщего перехода на стеклянную тару. По его мнению, для выхода на внешние рынки и раскрутку бренда потребуется столько же, сколько и на покупку новой линии (7 и более млн EUR). А с учетом чернобыльского фактора, скорее всего, значительно больше.

При этом у МЗБН нет свободных денег реализации такого проекта. За 10 лет завод инвестировал в село порядка 15 млн EUR. И лишь в прошлом году, после возвращения колхоза, у предприятия появились свободные средства. Но не в таком объеме!

Один из спикеров круглого стола отметил, что российские производители недорогих бутилированных напитков сегодня побеждают на белорусском рынке ценой. И в большей мере не за счет меньшей стоимости энергоресурсов, а за счет большей «нормативной» либерализации рынка.

 По словам экспертов, у нас после введения обязательной маркировки этого товара мелкий и средний бизнес, выпускающий бутилированные напитки, был просто уничтожен. Сегодня маркировка осталась у газировки и составляет от 10 до 20% в структуре себестоимости продукта нижней ценовой категории. Одно­временно увеличен экологический налог, выросли затраты на водопользование. Все это является сдерживающим фактором в развитии отечественного рынка, который не способен воспользоваться имеющимися возможностями. Ведь воды в нашей стране действительно много, и она хорошего качества.

Битва за полки

Ю. Раковец предложил МАРТ обратить внимание на внутренний рынок, где крупные иностранные бренды захватили все полки в магазинах. И здесь был едва ли не впервые в нашей истории назван главный конкурент (для некоторых – даже враг) белорусских производителей напитков в бутилированной таре – «Боржоми».

– Как небольшие белорусские производители напитков могут попасть на полку? За тестовое размещение нового товара в одном магазине нужно заплатить не менее 300 USD. А компаниям такого уровня, как    производитель и поставщик «Боржоми», по силам платить 500–1000 USD. Даже мы (МЗБН) не можем поддерживать такой уровень «ин­вестиций» в сетевую торговлю. А тут приходят крупные международные игроки с чемоданами денег…

Иностранцы спрашивают у ритейла, сколько тот зарабатывает на «Минской 4». Когда им говорят «100 USD», они готовы дать вдвое больше, чтобы задвинуть МЗБН куда подальше, чтобы видно не было.

А мы в это время рассуждаем о стекле, премиум-бутылках и высоких материях. При этом государство вместо того, чтобы обратить внимание на убийство белорусских производителей, собирается не помочь отечественным компаниям, а наоборот – добить, разорив их экономически неоправданным переводом ПЭТ-тары на стекло. Потому что речь в белорусских условиях идет не столько о дополнительных объемах продукции, а о банальной замене одной тары другой!

Дорогая вода в плохой бутылке

Порция претензий досталась и качеству белорусского стекла. По словам Ю. Раковца, во время встреч с представителями стекольных заводов Беларуси те «однозначно заявили, что хорошего стекла от нас не ждите».

– Как такое возможно? Ведь вода в стеклянной бутылке – это премиум-сегмент. Ты смотришь на бутылку Ferrarelle, Perrier, San Benedetto, я уж не говорю о San Pellegrino – она «горит», ее хочется купить. А наши производители нам говорят: «не ждите качества, вся проблема в кальцинированной соде, это валюта, у нас такая бутылка, как у зарубежных производителей, будет золотой…

А кальцинированная сода и энергоносители – главные компоненты себестоимости при производстве стекла.

По всем пунктам Минский завод безалкогольных напитков был под­держан и представителем Госпредприятия «Беларусьторг» Управления делами Президента, которое стек­лянную бутылку для своей минеральной воды «Боровая» нашло в России, в Уфе.

В кране – дешевле и лучше

И совсем за рамками круглого стола остался тот факт, что во всем мире культура потребления бутилированной воды была связана с плохой водой из централизованных коммунальных источников. А качество питьевой H2O «из кранов» в Беларуси ни у кого сомнений не вызывает.

Полный же перевод столицы на потребление воды из подземных источников (сегодня почти половина жителей потребляют ее из Вилейско-Минской водной системы, предварительно хлорированной) и активном строительстве ЖКХ стан­ций обезжелезивания в регионах вполне себе могут поставить крест не только на сегменте «премиум» рынка питьевой воды. Белорусы снизят потребление даже дешевой воды в пластиковой бутылке.

* * *

Будут ли «мысли» бизнеса о стеклянной бутылке приняты к сведению правительством и профильными министерствами при разработке общей стратегии развития рынка бутилированной воды? Пока все аргументы, которые мы слышим, – экологические. Но при куда более жестких законах о защите природы ни ЕС, ни США пластиковые бутылки не запретили. Их там перерабатывают.

А чего ждать нам?

К примеру, по информации первого заместителя гендиректора «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» Андрея Рощупкина, Министерство по налогам и сборам прорабатывает возможность увеличения налога при розливе в ПЭТ, а Минжилкоммунхоз предложил Минэкономики поднять в 10–20 раз плату за сбор ПЭТ. И загрузка мощностей стекольных заводов, которую ожидает правительство, способна похоронить потребителей стеклотары.

Не будем забывать и о том, что питьевая вода — это лишь один сегмент рынка. Есть еще и пиво.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений