Запрет гражданско-правовых договоров в Беларуси: к чему готовиться бизнесу

В Беларуси разрабатываются важные изменения в трудовое законодательство. Один из пунктов соответствующего законопроекта предусматривает запрет на заключение гражданско-правовых договоров, «фактически регулирующих трудовые отношения». Изменения могут иметь прямое отношение ко всем нанимателям.
Что может измениться в Трудовом кодексе весной 2026 года
Грядущие изменения в трудовом законодательстве рассматривались в августе 2025 г. в ходе рабочего совещания постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам. Депутаты в числе прочих вопросов обсудили ситуации, которые волнуют избирателей: основания расторжения трудовых договоров в связи с изменением места жительства, выхода на пенсию и нахождением на больничном длительный период.
Кроме того, депутаты рассмотрели и поддержали нормы законопроекта, который разрабатывает Минтруда и соцзащиты. Одна из резонансных норм документа — введение «запрета на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения».
Предполагается, что проект Закона «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» будет внесен правительством в Палату представителей в апреле 2026 г. Над подготовкой документа в настоящее время работает межведомственная группа.
Кого коснется запрет на заключение ГПД
В каком виде будет установлен запрет, пока не определено, поскольку законопроект только разрабатывается.
Эксперты компании ДРТ в Беларуси, комментируя возможные законодательные новации, отмечают, что при заключении ГПД с физлицами налоговая нагрузка практически идентична той, которая возникает при использовании трудовых договоров.
«Налоговая нагрузка может быть меньше только при применении специальных режимов, а именно, при уплате налога на профессиональный доход (НПД), либо заключении ГПД с ИП», — отмечают они.
По мнению экспертов, запрет на заключение ГПД между организациями и ИП либо плательщиками НПД выглядит маловероятным, «так как это приведет к исключению из экономического оборота огромного количества законных сделок и, соответственно, снижению ВВП и налоговых поступлений в бюджет».
«Очевидно, что в таком случае потенциальные выгоды, которые могут быть получены ввиду пресечения злоупотреблений, будут существенно меньше по сравнению с потерями экономики и бюджета ввиду прекращения правомерных экономических отношений между ИП и компаниями», — полагают специалисты компании.
Они подчеркивают, что существуют разнообразные способы ведения предпринимательской деятельности и «ей могут быть присущи некоторые черты, которые ошибочно могут быть расценены как признаки трудовых отношений».
Например, некоторые индивидуальные предприниматели имеют постоянный и узкий круг заказчиков, соответственно, договорные отношения юрлиц с такими ИП вряд ли стоит приравнивать к трудовым.
Позиция Минтруда относительно ГПД
Минтруда и соцзащиты считает, что необходимо «ввести запрет на подмену трудовых правоотношений гражданско-правовыми», а для этого нужно запретить заключение ГПД.
Позиция Министра труда и социальной защиты Наталии Павлюченко изложена в газете Федерации профсоюзов Беларуси «Беларускi час».
«К сожалению, сегодня распространена практика, когда наниматель стремится минимизировать свои обязательства перед работником и вместо трудового договора, предполагающего социальные гарантии (отпуска, больничные), заключает гражданско-правовой», — отметила Н. Павлюченко.
Такой подход, считает она, создает риски для работников и лишает их возможности получения «основных социально-трудовых прав и гарантий, предусмотренных законодательством». В то же время запрет на подмену трудовых правоотношений гражданско-правовыми, по ее мнению, «будет способствовать реальной защите граждан, фактически осуществляющих трудовые функции в рамках трудовых отношений».
Ранее ФПБ приводила примеры массовых случаев, когда в строительстве юрлица фактически подменяли трудовые отношения, прописывая в ГПД трудовую функцию, а не вид работ, относящийся к предмету договора.
Российский опыт исключения ГПД из сферы трудовых отношений
В России подобные изменения были внесены в Трудовой кодекс в 2014 г. В нем появилась формулировка: «заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается».
За нарушения установлены штрафы для нанимателей. Так, согласно п. 4. ст. 5.27 КоАП РФ заключение ГПД, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. RUB, а на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. RUB.
Административная ответственность была введена после выявления случаев, когда наниматели намеренно избегали оформления трудовых отношений с работниками. По данным российской прокуратуры, делалось это в целях снижения уровня ответственности работодателей, которые при заключении трудовых договоров обязаны предоставлять работникам ежегодные оплачиваемые отпуска, отпуска по беременности и родам, а также оплачивать периоды временной нетрудоспособности (больничные).
Сейчас по пути России идут белорусские законодатели, поэтому введение аналогичной административной ответственности тоже не исключено.