Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Закупки за свой счет: снизим коррупционные риски

В Беларуси продолжает формироваться законодательная база в сфере госзакупок товаров (работ, услуг). Завершить этот процесс необходимо до 1 июля 2019 г., когда вступит в силу новая редакция Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

Однако далеко не все вопросы в данной сфере уже решены. В связи с этим МАРТ разместило для общественного обсуждения проект постановления Совмина (далее – проект), которым вносятся сущетвенные изменения в постановление Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).

Во-первых, проект предусматривает необходимость соблюдения законодательства о закупках за счет собственных средств при приобретении организацией товаров путем заключения договора аренды, в т.ч. финансовой аренды (лизинга). При этом заключать соответствующий договор планируется по результатам двухэтапного конкурса, где на первом этапе будет осуществляться выбор самого имущества, которое подходит потребностям заказчика по своим характеристикам (параметрам), и потенциального продавца (продавцов) этого имущества, а на втором – непосредственный выбор лизингодателя.

В результате договор будет заключаться организацией с участником-победителем второго этапа такого конкурса (лизингодателем), пред­ложившим лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями оценки и сравнения предложений участников, указанными в документации о закупке. В свою очередь, участник-победитель второго этапа будет заключать договор на приобретение товара (предмета лизинга) с продавцом, определенным на первом этапе конкурса.

А для того, чтобы распространить на финансовую аренду (лизинг) иные положения постановления № 229 (в т.ч. возможность в определенных случаях проводить процедуру закупки из одного источника), к поставщикам для целей этого документа будут отнесены и лизингодатели.

Во-вторых, проектом предполагается включить в постановление № 229 запрет на приобретение за счет собственных средств товаров, включенных в реестр опасной продукции, запрещенной к ввозу и (или) обращению на территории Беларуси, что сейчас встречается в практике госзакупок.

В-третьих, проектом предусмотрена возможность осуществления закупок без учета норм постановления № 229 между гособъединением и организациями, входящими в его состав, а также хозобществами и их зависимыми хозобществами. Прак­тика осуществления закупок, в т.ч. в рамках проводимой государством экономической политики, свидетельствует о необходимости внесения соответствующего изменения.

Наконец, проект предусматривает возможность осуществления закупок за счет собственных средств между организациями, перечисленными в п. 1 приложения к постановлению № 229, без учета его требований только в случае, когда по­ставщик таких товаров является их производителем либо приобрел их в результате проведения конкурентных процедур.

Необходимость введения такой нормы обусловлена выявленными Комитетом госконтроля фактами злоупотребления правом осущест­вления закупок за счет собственных средств без учета требований постановления № 229. В частности, встречаются случаи, когда одна из организаций, входящих в состав холдинга или гособъединения, на основании приложения к постановлению № 229 приобретает без осуществле­ния процедур закупок товары для оптовой торговли по завышенным ценам и в последующем перепродает их другой организации этого холдинга, гособъединения.

Подобные факты выявлялись конт­ролерами и при закупках товаров для общепита, в основном в учреждениях здравоохранения и образования. Наличие «пробела» в законодательстве позволяет организациям с долей госсобственности приобретать товары для общепита в том порядке, который удобнее всего для них, в т.ч. по срокам проведения процедуры закупки и выбору «своего» поставщика для заключения договора. При этом говорить об экономии собственных средств субъектов хозяйствования не приходится.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений