Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Закупки за счет собственных средств: планируемые изменения законодательства

Вопросы проведения закупок за счет собственных средств госорганизациями и организациями с долей госсобственности регулируются постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).

В целях совершенствования регулирования порядка проведения таких закупок МАРТ разработало и представило для общественного обсуждения проект Указа «О закупках товаров (работ, услуг) за счет собственных (внебюджетных) средств» (далее – проект Указа), который должен заменить постановление № 229. Проект размещен на официальном сайте МАРТ.

Какие основные изменения в систему закупок за счет собственных средств (далее – закупки за свой счет) планируется внести с принятием Указа?

Список увеличен

Предлагается расширить перечень субъектов хозяйствования, на которые будут распространяться нормы законодательства о закупках за свой счет.

Так, под действие данного законодательства попадут хозяйственные общества, входящие в состав холдингов, в которых госдоля в уставном фонде управляющей компании составляет более 20%. Таким образом, даже общество, в уставном фонде которого отсутствует доля, принадлежащая государству, но входящее в такой холдинг, обязано будет при проведении закупок руководствоваться законодательством о закупках за свой счет.

Кроме того, действующее в настоящее время постановление № 229 не распространяется на организации, имущество которых находится в коммунальной собственности, и общества, в уставных фондах которых более 25% акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности.

В отличие от постановления № 229 нормами Указа обязаны будут руководствоваться все государственные унитарные предприятия, иные юридические лица, имущество которых находится в госсобственности, общества, в уставных фондах которых более 25% акций (долей) принадлежит РБ или административно-территориальной единице, а также организациям, имущество которых находится в госсобственности.

Площадка – электронная

Планируется также все конкурентные процедуры закупки перевести в электронный формат и осуществлять их проведение на электронных торговых площадках (ЭТП).

На ЭТП в форме электронного документа будут размещаться документы, представляемые заказчиком для подготовки предложения, включающие приглашение, а также протоколы заседаний комиссии. При этом заказчик обязан будет разместить протокол в форме электронного документа на электронной торговой площадке не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

Кроме того, участники будут подавать свои предложения на участие в конкурентных процедурах закупки также посредством их размещения на ЭТП.

Разумеется, поскольку документы и сведения, размещаемые в форме электронного документа, должны быть подписаны электронной цифровой подписью, лица, желающие принять участие в таких процедурах, должны иметь соответствующую регистрацию в удостоверяющем центре и иметь возможность удостоверять документы таким образом.

Конъюнктура рынка подлежит изучению

Отметим, что проектом Указа запрещается взимание заказчиком платы с участников за участие в процедуре закупки.

Также проектом Указа определяется перечень конкурентных процедур, которые могут проводиться при осуществлении закупок за свой счет. При этом данный перечень является закрытым. Таким образом, заказчики не вправе будут применять иные процедуры закупок, кроме процедур, предусмотренных Указом.

Отметим, что проект Указа содержит норму, прямо предоставляющую заказчикам право предусмотреть в разработанном ими порядке закупок переговоры о снижении цены предмета закупки.

Как и действующее законодательство о закупках за свой счет, проект Указа предусматривает возможность проведения неконкурентной процедуры закупки, а именно процедуры закупки из одного источника.

Однако обязательным требованием при проведении такой процедуры будет являться ее проведение на основании результатов изучения конъюнктуры рынка, в т.ч. информации о производителях или их сбытовых организациях (официальных торговых представителях), включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) (далее – Регистр), ведение которого осуществляется информационным республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».

Как и постановление № 229, проект Указа предусматривает 3 случая проведения процедуры закупки из одного источника:

– возникла срочная необходимость в закупке, а применение конкурентных процедур закупок невозможно вследствие отсутствия необходимого времени для их проведения;

– возникновения у заказчика, осуществившего конкурентную процедуру закупки у определенного поставщика (подрядчика, исполнителя), потребности в дополнительном количестве закупленных товаров (работ, услуг), не превышающем количества первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами);

– конкурентная процедура закупки либо часть предмета процедуры закупки признана несостоявшейся, и повторное ее проведение является нецелесообразным.

При этом в проекте Указа отсутствует требование о преимущественном допуске к участию в такой процедуре производителей и их официальных торговых представителей.

Отметим, что также в проекте Указа отсутствует обязанность заказчика отклонять предложение участника, не являющегося производителем или его официальным торговым представителем, в случае, если цена его предложения выше или равна цене производителя (официального торгового представителя).

Также проект Указа не содержит требования к заказчику рассылать приглашения к участию в конкурентной процедуре закупки производителям, включенным в Регистр, в количестве не менее десяти.

В порядке закупок заказчик обязан будет определить порядок и критерии выбора конкретного вида процедуры закупки. При этом следует учитывать, что, поскольку конкурентные процедуры будут проводиться на ЭТП, их проведение должно осуществляться с учетом регламентов операторов таких торговых площадок.

Кроме того, как следует из проекта Указа, элект­ронный аукцион должен проводиться в порядке, предусмотренном законодательством о госзакупках.

Перечень конкурентных процедур закупок, предусмотренных проектом Указа, представлен в таблице.

Вид процедуры закупки

Срок для подготовки и подачи предложений со дня размещения на ЭТП документации на закупку

Условия признания участника победителем процедуры

Электронный аукцион

Не менее 15 календарных дней*

Наименьшая цена по результатам торгов

Открытый конкурс

Не менее 15 календарных дней*

Лучшие условия исполнения договора

Запрос предложений

Не менее 5 рабочих дней**

Лучшие условия исполнения договора

Запрос ценовых предложений

Не менее 5 рабочих дней**

Наименьшая цена предложения

* При проведении повторных процедур срок может быть сокращен, но не более чем в два раза.

** При проведении повторных процедур срок не сокращается.

Работа комиссии

Проект Указа содержит ряд норм, регулирующих работу комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок. Так, обязательным является создание такой комиссии для организации и проведения открытого конкурса и электронного аукциона. Комиссия может действовать как на постоянной основе, так и создаваться для проведения конкретной процедуры закупки.

Необходимость формирования комиссии при организации и проведении процедуры запроса ценовых предложений, процедуры запроса предложений и процедуры закупки из одного источника определяется заказчиком (организатором) самостоятельно.

Также проектом Указа определено, что комиссия является коллегиальным органом, подотчетным создавшему ее заказчику (организатору), и выполняет его задания и поручения. В состав комиссии должно входить не менее пяти человек. Работа комиссии организуется в форме заседаний, которые считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей ее состава.

Решение комиссии принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии, присутствующих на заседании. При равном распределении голосов принимается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании комиссии.

Другие нововведения

Проект Указа содержит нормы, устанавливающие требования к описанию заказчиком предмета закупки.

В частности, такое описание должно давать полное представление о предмете закупки и быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых (реализуемых) только одним участником. Исключение составляют случаи, когда отсутствует возможность использования аналогов. Однако в таком случае документы, представляемые для подготовки предложения, должны содержать обоснование отсутствия возможности использования аналогов.

Также в соответствии с проектом Указа предмет закупки, его объем (количество) могут распределяться по лотам. При этом участники вправе подавать предложения на любой из таких лотов.

Как и постановление № 229, проект Указа содержит нормы, предоставляющие право лицу, считающему, что его права и законные интересы при проведении закупки нарушены, обратиться к заказчику (организатору) для целей урегулирования спора либо обжаловать такие решения и (или) действия (бездействие) в судебном порядке. При этом предусмотрено, что заказчик (организатор) обязан ответить на такую жалобу не позднее 5 рабочих дней со дня ее получения.

Проект Указа содержит ряд определений/понятий, используемых в нем.

Так, закупка за счет собственных средств это приобретение заказчиком товаров (работ, услуг), а также заключение договора аренды имущества, если иное не установлено законодательными актами, для собственного производства и (или) потребления.

Таким образом, в отличие от норм постановления № 229, проектом Указа предусмотрена обязанность проведения процедур закупок и для заключения договоров аренды. Отметим, что в соответствии с нормами параграфа 6 гл. 34 Гражданского кодекса договор лизинга является одной из разновидностей договора аренды.

Также проект Указа содержит определение понятия собственные средства. Под это понятие для целей проекта Указа подпадают средства, полученные заказчиком от приносящей доходы деятельности, средства целевого назначения, кредитные (заемные) средства, а также средства внебюджетных централизованных инвестиционных фондов.

Содержащийся в Приложении 1 к проекту Указа Перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не будет рас­пространяться действие Указа, несколько отличается от аналогичного Перечня, содержащегося в Приложении 1 к постановлению № 229.

В частности, действие Указа не будет распространяться на закупки между организациями, входящими в состав холдинга, гособъединения, между гособъединением и входящими в его состав организациями, государственными унитарными предприятиями и их дочерними унитарными предприятиями, хозяйственными обществами, указанными в п.п. 1.1 п. 1 проекта Указа, и их дочерними хозяйственными обществами и унитарными предприятиями только при реализации такими организациями товаров (работ, услуг) собственного производства.

Также в отличие от действующих в настоящее время норм действие Указа не будет распространяться на закупки товаров (работ, услуг) на сумму до 300 базовых величин по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки.

Кроме того, предусмотрено, что Указ не будет применяться в случаях закупки товаров (работ, услуг) при устранении и (или) ликвидации аварийных ситуаций.

Как следует из проекта Указа, он вступит в силу через 3 месяца после официального опубликования.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений