Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Закупка из одного источника в свете антимонопольного законодательства

Фото: 1prof.by

МАРТ не нашло в действиях БелАЭС признаков ограничения конкуренции, а заодно пояснило, распространяются ли на закупку из одного источника антимонопольные требования.

На сайте регулятора размещено решение № 423/37-2022 по результатам рассмотрения комиссией МАРТ заявления об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства. Кейс интересен не только своими участниками – российское предприятие пожаловалось на РУП «Белорусская атомная элект­ростанция» (БелАЭС), но и содержащимися в нем выводами по поводу действия норм антимонопольного законодательства при проведении процедур закупок.

Что считают ограничением конкуренции в сфере закупок

Закон от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон) среди прочих предъявляет антимонопольные требования и к закупкам товаров. Так, п. 1 ст. 24 Закона запрещает при осуществлении закупок товаров действия, которые могут привести к ограничению или устранению конкуренции, в т.ч. организатору и (или) заказчику закупок нельзя:

– координировать деятельность участника;

– заключать с ним соглашения;

– предоставлять участнику доступ к информации, если иное не установлено законодательными актами и (или) постановлениями Совмина;

– создавать преимущественные условия для участника, если иное не установлено вышеуказанными НПА;

– выступать в качестве участника проводимых закупок товаров.

Приведенные требования предъявляются как к государственным закупкам, так и к закупкам за счет собственных средств.

Участник процедуры закупки может подать заявление о нарушении антимонопольных требований в комиссию МАРТ, которая рассмотрит его в порядке и сроки, установленные гл. 6 Закона.

Суть претензий к БелАЭС

Этим правом воспользовалось российское ООО «Булат», которое посчитало, что БелАЭС нарушила антимонопольные требования при проведении закупки промышленных стальных лесов. Поскольку ранее конкурентную процедуру закупки данной продукции признали несостоявшейся, БелАЭС решила приобрести леса по процедуре закупки из одного источника, осуществлявшейся за счет собственных средств.

По мнению потенциального участника из РФ, техзадание к процедуре содержало невыполнимое условие: поставляемая продукция должна была пройти испытания на предмет дезактивируемости материала, из которого изготовлены леса. Проводить их вправе только лаборатории, имеющие разрешение на работу с радиационными материалами, причем в Беларуси такие лаборатории не аккредитованы. Из-за сжатых сроков, отведенных на подачу предложений, ООО «Булат» не имело возможности провести данные испытания.

Российское предприятие также указало, что в рамках закупки специальной обуви БелАЭС подобных требований не выставляла. Заявитель считал, что, предъявив требование о проведении испытаний только к промышленным лесам, БелАЭС как заказчик создало неравные условия для потенциальных участников, тем самым ограничив конкуренцию. Общество просило комиссию МАРТ отменить состоявшуюся процедуру и обязать заказчика исключить из техзадания требование о представлении протокола испытаний.

Не всякая закупка предполагает конкуренцию

Регулятор нарушений в действиях БелАЭС не усмотрел. В данном случае комиссия МАРТ исходила из понимания сути закупки из одного источника как неконкурентной процедуры.

Так, согласно определению, данному в подп. 2.2 п. 2 постановления Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств», под процедурой закупки из одного источника понимается способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором организация предлагает заключить договор на закупку только одному поставщику (подрядчику, исполнителю) на основании результатов изучения конъюнктуры рынка (изучать конъюнктуру не нужно, если проводится дополнительная закупка у того же поставщика для обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами).

Нормы Закона распространяются на отношения, связанные с защитой и развитием конкуренции, в т.ч. с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (п. 1 ст. 3).

При этом для целей применения Закона закупкой товаров признается приобретение товаров на конкурентной основе, в котором принимают или могут принять участие два и более участника, в т.ч. приобретение товаров при осуществлении государственных закупок (за исключением процедуры закупки из одного источника), закупок за счет собственных средств (за исключением процедуры закупки из одного источника), закупок при строительстве (абз. 6 ст. 1).

Из приведенных норм следует, что закупка из одного источника в понимании Закона закупкой товаров не является. Следовательно, заключает регулятор, предусмотренные Законом антимонопольные требования, в т.ч. запрет на создание преимущественных условий для участника, на данную процедуру не распространяются.

Таким образом, данное решение не только акцентирует внимание на том, что в отношении закупки из одного источника запрет на антиконкурентные действия не применим, но и позволяет сделать более широкий вывод: не может быть нарушения антимонопольного законодательства там, где наличие конкуренции и не предполагалось.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений