Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Законодательство об охране труда: обсуждаем проект изменений

Проект изменений в Закон «Об охране труда» (далее – проект и Закон соответственно) был недавно размещен на сайте Минтруда и соцзащиты для общественного обсуждения.

Рассмотрим основные нововведения, которые предлагают разработчики этого документа.

Общие положения

Закон планируется дополнить несколькими новыми терминами.

В частности, под нарядом-допуском на производство работ с повышенной опасностью будет пониматься задание на подготовку и безопасное производство работ с повышенной опасностью, оформленное на бумажном носителе установленной формы и определяющее наименование работ, место производства работ, сроки и время их выполнения, мероприятия по подготовке к производству работ, безопасному производству работ, состав исполнителей работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за подготовку работ, лицо (лиц), ответственных за безопасное производство работ, иные требования, обеспечивающие безопасное производство работ.

Также предполагается ввести понятие «система управления охраной труда», которая представляет собой совокупность мероприятий охраны труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности. В связи с этим понятие «паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда» становится излишним и исключается из Закона, поскольку этот процесс входит в систему управления охраной труда как его составная часть.

Более того, создание систем управления охраной труда, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере, названо в проекте одним из основных направлений государственной политики в данной области. При этом всем республиканским органам госуправления и иным госорганизациям, подчиненным Совмину, поручено не только разработать отраслевые системы управления охраной труда, но и обеспечить их функционирование.

При этом несколько парадоксально контроль за соответствием требованиям законодательства об охране труда деятельности, осуществляемой подчиненными организациями, называемый также ведомственным контролем, исключается из полномочий республиканских органов госуправления и подчиненных Совмину госорганизаций вместе с соответствующими нормами. Надо полагать, им будет достаточно разработать отраслевые системы управления охраной труда и следить за их функционированием.

В то же время в сфере охраны труда существенно расширяются полномочия Минтруда и соцзащиты.

Во-первых, это ведомство должно будет подготовить проект программы (подпрограмм), направленной на улучшение условий и охраны труда. Представляется, что она (они) получит статус государственной, и на нее будут выделены немалые деньги.

Во-вторых, на трудовое ведомство возлагается обязанность установить порядок:

– обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, форму журнала регистрации инструктажа по охране труда, форму личной карточки по охране труда, форму журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда, форму удостоверения по охране труда, форму протокола проверки знаний руководителей и членов комиссий организаций по вопросам охраны труда, типовой перечень работ с повышенной опасностью, типовой перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда;

– разработки и принятия работодателями локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), форму журнала регистрации инструкций по охране труда; форму журнала учета выдачи инструкций по охране труда;

– обеспечения средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях. Кроме того, ему поручено разработать примерную форму акта опытной эксплуатации средств индивидуальной защиты, форму личной карточки учета средств индивидуальной защиты.

Учитывая огромное число перечисленных документов и мероприятий, в ближайшее время после внесения изменений в Закон субъектам хозяйствования следует ожидать «девятого вала» новых инструкций и постановлений по охране труда, а большинство существующих в настоящее время форм документов придется пересматривать.

Не останутся в стороне от вопросов охраны труда и местные органы власти. Им поручено разработать территориальные системы управления охраной труда и обеспечить их функционирование. Представляется, что на практике это выльется в увеличении числа проверок, которые будут инициироваться «на местах», ведь именно так чиновники обычно понимают управление тем или иным процессом.

Права и обязанности работников и нанимателей

В настоящее время согласно ч. 3 ст. 11 Закона работающие по гражданско-правовым договорам на территории работодателя и действующие под контролем работодателя за безопасным ведением работ (оказанием услуг) либо действующие под таким контролем вне территории работодателя вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы безопасные условия для выполнения работ (оказания услуг), предусмотренные гражданско-правовым договором. Данная норма допускала различные толкования, особенно когда таких людей посылали выполнять работы (оказывать услуги) к другим работодателям, и поэтому ее решено заменить на более четкую.

В случае принятия проекта в представленном виде работающие по гражданско-правовым договорам в местах, предоставленных работодателем, получат право отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы безопасные условия для выполнения работ (оказания услуг), предусмотренные гражданско-правовым договором. Что ж, «шабашники» – тоже люди, и с защитой их прав по охране труда нельзя не согласиться.

В свою очередь, в ст. 17 Закона на работодателей возлагается дополнительная обязанность предоставлять по запросу контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения законодательства об охране труда, информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда, или сообщить об их отсутствии. Кроме того, наниматели должны будут назначать должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками законодательства об охране труда не только в организации и ее структурных подразделениях, но и при выполнении отдельных видов работ.

Контроль за соблюдением законодательства об охране труда

Однако дополнение обязанностей работодателей по охране труда, перечисленных в ст. 17 Закона (а их число уже приближается к трем десяткам), это далеко не все «сюрпризы», которые приготовили для них разработчики проекта. Закон предполагается дополнить новой статьей (ст. 191), регламентирующей осуществление контроля за соблюдением работниками законодательства об охране труда в организации должностными лицами нанимателя.

При этом под таким контролем в проекте понимается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение исключения воздействия производственных факторов (либо снижения их уровня до допустимых величин), способных оказать неблагоприятное воз­действие на здоровье работников и (или) снижение профессиональных рисков.

Предусмотрено, что контроль в организации должен осуществляться:

– руководителями структурных подразделений и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями;

– работниками службы охраны труда (специалистом по охране труда) либо юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), аккредитованными на оказание услуг в области охраны труда;

– общественными инспекторами профсоюзов по охране труда (уполномоченными лицами по охране труда работников). Показательно, что в проекте никак не оговаривается наличие или отсутствие профсоюза в организации. Вполне вероятно, что такие инспекторы вскоре получат право осуществлять контроль не только «у себя», но и где им заблагорассудится.

При этом наниматели должны обеспечивать еже­дневный, ежемесячный и ежеквартальный контроль, если иное не установлено Законом.

Ежедневный контроль осуществляется на рабочих местах непосредственными руководителями работающих с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников).

Ежемесячный контроль в структурном подразделении должны осуществлять руководители структурных подразделений с участием непосредственных руководителей, общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников).

Ежеквартальный контроль возлагается руководителями организаций (их заместителями, уполномоченными в соответствии с системой управления охраной труда) в соответствии с утвержденными ими графиками с участием руководителей структурных подразделений, главных специалистов организаций, работников службы охраны труда (специалиста по охране труда) либо юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, членов комиссий по охране труда (при их создании), общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников).

Упоминается в проекте еще и так называемый контроль иной периодичности, который может осуществляться не реже одного раза в месяц, в соответствии с системой управления охраной труда в организациях сферы услуг с численностью работающих не более 200 человек, микроорганизациях, а также индивидуальными предпринимателями с учетом специфики их деятельности.

По результатам всех этих видов контроля в случае выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу жизни или здоровью работников и окружающих, эксплуатация оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг) приостанавливается (запрещается) до устранения этих нарушений.

При этом информация о результатах ежедневного и ежемесячного контроля и мероприятиях по устранению нарушений требований по охране труда должна заноситься в журналы контроля за соблюдением законодательства об охране труда по формам, устанавливаемым Минтруда и соцзащиты. Более того, результаты ежеквартального контроля нужно будет оформлять актом либо протоколом в произвольной форме (с указанием даты проведения контроля, состава комиссии, выявленных нарушений, сроков устранения выявленных нарушений).

Можно только посочувствовать работникам организаций, на которых будут возложены эти обязанности, – документооборот по охране труда угрожающе нарастает.

Служба охраны труда

В ст. 20 Закона уточняется, что должности специалистов по охране труда в организациях сферы производства вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях сферы услуг (сейчас здесь говорится об организациях других сфер деятельности) – свыше 200 человек. Как и в настоящее время, при меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. Если же ни один из работников не может исполнять обязанности специалиста по охране труда, нанимателю придется привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

При этом на Минтруда и соцзащиты возложена обязанность разработать и утвердить Типовое положение о службе охраны труда организации, а также установить форму предписания об устранении нарушений требований по охране труда.

Что касается указанного предписания, если оно будет выдано работником службы охраны труда (специалистом по охране труда), то отменить его полностью либо частично может лишь руководитель службы охраны труда (при наличии такой должности) либо руководитель организации (уполномоченный в соответствии с системой управления охраной труда заместитель руководителя) в письменной форме с указанием обоснованных причин. Отметим, что сейчас ни один из заместителей руководителя такими полномочиями не обладает.

Еще одно и весьма затратное нововведение – это обязанность по созданию в каждой организации кабинета охраны труда (уголков по охране труда). Им посвящена новая статья (ст. 211), согласно которой такой кабинет (уголки) создается в целях обучения, проведения инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда, информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, существующем риске причинения вреда здоровью, полагающихся средствах индивидуальной защиты и компенсациях по условиям труда, оказания методической помощи структурным подразделениям в организации работы по охране труда, в т.ч. в организации и работе уголков по охране труда, организации консультаций, лекций, бесед, просмотра видео- и кинофильмов, пропаганде передового опыта работы по охране труда, создания информационной базы нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области охраны труда. В общем, главное – кабинет создать, а чем там заняться – найдется.

При этом проектом предусмотрено, что кабинет охраны труда создается при численности работников в организации или ее структурном подразделении 100 человек и более. При этом создание кабинета охраны труда в большой организации не спасет работодателя от организации уголков по охране труда в ее структурных подразделениях.

К счастью, при численности работающих в организации менее 100 человек функции кабинетов охраны труда могут осуществляться на базе уголков по охране труда. Таким образом, субъектам хозяйствования с небольшим числом работающих удастся, как говорится, отделаться «малой кровью». Требования (вер­нее, рекомендации) по организации работы кабинета охраны труда и уголка по охране труда пока отсутствуют, но их также должно будет разработать Минтруда и соцзащиты.

Иные изменения

В ст. 25 Закона предусмотрено, что работники юридических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда (индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в области охраны труда), должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения юридического лица (индивидуальные предприниматели – по месту жительства).

Продолжится и усилится борьба с работниками, которые появляются в организации «после вчерашнего». Для всех работников, занятых на работах с повышенной опасностью, наниматель должен обеспечить систематический контроль их физического состояния путем проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра либо освидетельствования, в т.ч. с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или других веществ в биологических образцах.

При этом типовой перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения, состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ, порядок проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работников, а также порядок проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работников, как и сейчас, устанавливаются Минтруда и соцзащиты совместно с Минздравом.

В свою очередь, работодатели на основании указанного типового перечня будут обязаны разработать свои перечни работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

* * *

Охрана труда – дело, несомненно, серьезное. Но то рвение, с которым власти взялись за обновление законодательства в данной сфере, несколько пугает возможными последствиями.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений