Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Законодательство о рекламе: — снятие барьеров и дополнительные запреты

Фото: freepik

С 8 июля 2021 г. вступает в силу Закон от 04.01.2021 № 82‑З «Об изменении законов по вопросам рекламы», которым вносится ряд существенных изменений в действующий Закон от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе». О том, как меняются условия для всех участников рынка, во время вебинара, проведенного Национальным центром правовой информации, рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик.

Из Закона исключаются требования об:

– изготовлении рекламы отечественных товаров, работ или услуг и всей наружной рекламы только с привлечением организаций и граждан Беларуси;

– использовании в такой рекламе исключительно образов белорусских граждан.

Важно обратить внимание на то, что в рекламе можно использовать образы любых людей, но если используется образ гражданина Беларуси, необходимо получить его согласие. Если же в рекламе используется изображение известных иностранных личностей, важно соблюдение авторских прав. Нормы об истребовании у иностранного гражданина согласия на использование его образа в рекламных целях в Законе нет.

Действующее законодательство предусматривает, что реклама на территории РБ должна размещаться на русском или белорусском языке. Эта норма сохраняется, но расширяется перечень допустимых исключений (зарегистрированные товарные знаки, наименования творческих коллективов и др.). Использование иностранного языка без перевода станет возможным в отношении названий культурных и туристических мероприятий, спортивных команд, соревнований, конкурсов, наград.

Новой редакцией Закона разрешается показ телерекламы в детских художественных фильмах, детских и образовательных передачах в начале, конце и через каждые полчаса передачи – при длительности рекламных пауз не более минуты. Содержание рекламы должно будет соответствовать особенностям детской и подростковой аудитории.

Разрешается реклама гражданского оружия (оружия для самообороны, охотничьего и спортивного) на интернет-сайтах его законных продавцов (имеющих соответствующую лицензию).

Кроме того, урегулированы вопросы рекламы букмекерских контор и тотализаторов на телевидении и радио – разрешено их рекламировать, используя исключительно наименования и товарные знаки. При этом рекламные ролики о деятельности организаторов азартных игр запрещаются, допустим только способ наложения. Также разрешается реклама букмекерских контор и тотализаторов в зданиях организаций физической культуры и спорта, в т.ч. на стадионах, спортивном инвентаре и форме.

Часть нововведений касается социальной рекламы. Если она посвящена культуре, физкультуре, спорту, охране здоровья и здоровому образу жизни, социальной защите населения, то в ней будет разрешено указывать наименования или имена спонсоров, организаций, оказавших содействие в ее производстве, их товарных знаков, эмблем и иной символики. Такая информация должна занимать не более 7% площади рекламы (кадра) и не более 3 секунд – в теле- и радиорекламе.

 

Отказ – по первому требованию

Отменяется обязанность распространителя рекламы истребовать у рекламодателя документы о его государственной регистрации.

Инна Гаврильчик:

– Это существенно облегчит жизнь рекламораспространителям. В открытом доступе имеются реестры, по которым госорганы при контроле могут проверить факт регистрации субъекта хозяйствования, они могут это делать самостоятельно. Поэтому с распространителей рекламы такое требование снимается.

Закон предоставляет местным исполкомам право на установление требований к техническим характеристикам средств наружной рек­ламы, размещаемых на проспектах, главных улицах и площадях городов, недвижимых материальных историко-культурных ценностях, их территориях и в зонах их охраны. Эта норма вызвана практикой вынесения местными органами власти запретов на такую рекламу без их четких критериев.

С учетом правоприменительной практики уточняется и перечень признаков недостоверной, недобросовестной и неэтичной рекламы. К последней, в частности, отнесена наружная реклама, содержащая изображения атрибутов ритуальных услуг, а также подобная на телевидении и нанесенная на транспортных средствах.

Предусматриваются четкие основания для распределения ответственности между субъектами рек­ламной деятельности (рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями).

Представитель МАРТ:

– Зачастую рынку было непонятно, каким образом она распределяется, и когда контролирующий орган говорил, что это происходит с учетом норм Закона о рекламе и содержания договоров между участниками рынка, многое оставалось непонятным.

 

В целях защиты прав потребителя в Законе прописана обязанность рекламодателя и распространителя прекратить доставку рекламы в поч­товый ящик по первому требованию его владельца в любой форме.

Кроме того, предусматривается запрет на распространение рекламы посредством телефонной и факсимильной связи, электронной поч­ты без предварительного согласия абонента (адресата) в письменной (электронной) форме. На данный момент в случае телефонной рекламы достаточно устного согласия.

Предусматривается и ряд новых требований к рекламе банковских услуг, небанковских микрофинансовых организаций, деятельности на внебиржевом рынке Форекс. Основное из них заключается в указании предупредительной надписи о наличии в договоре с клиентом условий, которые влияют на сумму его доходов или расходов.

 

О табаке и алкоголе

Часть нововведений вызвана приведением Закона в соответствие с действующими Декретами. Они вносят как определенные ограничения для участников рекламного рынка, так и некоторые послабления.

В частности, включены нормы, благодаря которым допускается размещение на сайтах производителей, заказчиков и импортеров табачных изделий информации, содержащей наименование производителя, вид и наименование товара, потребительские свойства изделий, изображение потребительской упаковки. Эти сайты должны находиться в национальном сегменте интернета.

В объектах общественного питания разрешается:

проведение мероприятий в маркетинговых целях (с получением обратной связи от потребителей и использования для продвижения) с рекламой алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков и пива;

бесплатное распространение пива и слабоалкогольных напитков в объеме до 5 литров одному лицу в качестве призов или подарков.

Вводится запрет рекламы:

– нетабачных никотиносодержащих изделий;

– жидкостей для электронных систем курения;

При этом их можно будет рекламировать на сайтах производителей и импортеров в белорусском сегменте интернета.

В Законе под нетабачным никотинсодержащим изделием понимается «изделие, содержащее сырье растительного и (или) синтетического происхождения (за исключением табачного сырья) и никотин, предназначенное для сосания, жевания, нюхания, иного способа использования (потребления), при котором никотин проникает в организм человека, за исключением лекарственных и ветеринарных препаратов, жидкостей для электронных систем курения с содержанием никотина, пищевых продуктов растительного происхождения».

Сами системы курения рекламировать можно без использования в такой рекламе изображений применяемых изделий.

 

Установить билборд будет проще

Сокращаются сроки и порядок осуществления административной процедуры по выдаче (продлению действия и переоформлению) разрешения на размещение средства наружной рекламы. Она будет осуществляться по принципу «одно окно». Также предусматривается право рекламораспространителя на размещение средств наружной рек­ламы без проектной документации.

Инна Гаврильчик:

– Это не означает, что распространитель рекламы и владелец рек­ламной конструкции не отвечают за ее безопасность для окружающей среды и граждан. Здесь предусмот­рена личная ответственность рек­ламораспространителя.

 

 

Подробнее читайте в статье:

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by