Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Законодательство о размещении информации в сети планируют ужесточить. Интернет «зажмут» под эгидой борьбы с недобросовестной рекламой?

Иллюстрация: freepik

Усиление ответственности за размещение незаконной информации в интернете ожидается в Беларуси. Такой вывод можно сделать из недавней публикации Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

В релизе МАРТ сообщается, что 17 сентября на базе ведомства состоялась встреча, совместная с представителями Нацбанка, КГБ, МВД, Оперативно-аналитического центра при Президенте, Мининформа, Минсвязи и Минздрава, – «в рамках совершенствования действующего законодательства для принятия оперативных мер по пресечению незаконной деятельности и ненадлежащей рекламы и иной информации о такой деятельности в различных сферах».

МАРТ осуществляет государственный контроль в области рекламы, и в последнее время, отмечают в министерстве, туда все чаще поступает информация о нарушениях в части недобросовестной рекламы и запретной деятельности по таким направлениям, как предоставление микрозаймов лицами, не имеющими на это права; оказание услуг на внебиржевом рынке Форекс лицами, не являющимися форекс-компаниями; сбор конфиденциальной информации, которая может быть использована в мошеннических целях через фишинговые (мошенические) сайты банков, иных организаций, а также продажа препаратов под видом лекарственных средств или лекарственных средств, не зарегистрированных в соответствующем реестре.

В таких случаях МАРТ, как правило, инициирует ограничение доступа к указанным сайтам в Беларуси.

В частности, с начала 2020 года управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ инициировало ограничение доступа к 310 интернет-ресурсам, что вдвое больше, чем за аналогичный прош­логодний период.

В связи с этим министерство предлагает на законодательном уровне закрепить основания для ограничения доступа к интернет-магазинам, нарушающим требования законодательства о ценах и ценообразовании, торговле и защите прав потребителей.

Аргументируют это тем, что Указом от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» предусмотрена возможность МАРТ приостанавливать работу торгового объекта до устранения нарушений в случае выявления по результатам проверки такого объекта фактов нарушения законодательства о ценах и ценообразовании, торговле и общественном питании, защите прав потребителей, рекламе.

Но интернет-магазины не являются торговыми объектами, и приведенная норма на них не распространяется.

 

Ограничения уже коснулись многих

МАРТ в рамках своей компетенции контролирует соблюдение законодательства о рекламе, в т.ч. в интернете, и может инициировать ограничение доступа к тому или иному ресурсу.

Однако привлечение к процессу специалистов многих других ведомств может свидетельствовать о том, что работа ведется по более широкому профилю, чем собственно рекламная деятельность.

Порядок ограничения доступа в Беларуси к информационным ресурсам и их составным частям в интернете определен постановлением ОАЦ при Президенте и Минсвязи от 19.02.2015 № 6/8.

Согласно документу доступ может быть ограничен к ресурсам, владельцам которых в течение года вынесено два и более письменных предупреждения Мининформом; содержащим информационные сообщения и материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков, иную информацию, запрещенную или ограниченную к распространению в соответствии с законодательными актами и вступившими в законную силу решениями суда; а также к ресурсам, владельцы которых не выполнили законное требование государственного органа об устранении нарушений законодательства о СМИ.

Так, в августе по решению властей в Беларуси органичен доступ более чем к 70 интернет-ресурсам. Среди них сайты таких СМИ, как «Радыё Свабода», «Белорусские новости», «Наша ніва» и др. Также блокировались сервисы для обхода блокировок доступа в интернет.

По части случаев ограничений доступа решение принято на уровне Межведомственной комиссии по безопасности в информационной сфере при Совбезе и закреплено Мининформом. Среди формулировок, его обосновывающих, – публикация материалов, «негативно характеризующих ситуацию в Беларуси после окончания электоральной кампании», «формирование источников угроз национальной безопасности», «разрушение национальных духовно-нравственных традиций» и др.

Вкупе с периодическими отключениями доступа в интернет по требованию госорганов это создает целостную картину. Налицо попытки целенаправленного ограждения населения от информации, которая, по мнению представителей власти, является деструктивной. Вопрос в критериях оценки и последствиях таких решений, как сиюминутных, так и долгосрочных.

Не последнюю роль в решении многих IT-компаний о полном или частичном переезде за рубеж сыг­рал именно «блэкаут» интернета в первые дни после президентских выборов 9 августа. И новые запретительные меры могут только добавить этому процессу динамики.

Кстати

Глава компании Hoster.by Сергей Повалишев сообщил, что, по его прогнозам, рынок хостинга в Беларуси сократится до конца года на 20%.

«Прирост в национальной доменной зоне в августе – минус 350% по сравнению со средним числом регистраций в месяц. Как себя чувствует Байнет? За все время работы в этой сфере я не помню таких цифр, – написал он на своей странице в Facebook. – Когда сворачивается бизнес и люди не открывают новый – это плохо. Когда не работает интернет, а тысячи IT-специалистов пакуют чемоданы – это ужасно. Когда люди не чувствуют себя в безопасности за пределами квартиры – это катастрофа. Это факты, а не мнение, и нейтрального отношения к этому быть не может».

По мнению специалиста, «IT-страна откатывается назад минимум на 5 лет».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by