Законодательство о госзакупках: типичные ошибки

С июля 2019 года действует новая редакция Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Как развивается ее правоприменение? И какие за это время отмечены типичные ошибки у участников торгов и заказчиков?
Об этом рассказала начальник отдела исследований в области гражданского, экологического и социального права Национального центра законодательства и правовых исследований Ольга Бакиновская на форуме «Государственные закупки, закупки для собственных нужд, тендеры, конкурсы, биржевые торги», организованном Республиканской конфедерацией предпринимательства.
Все существующие процессы госзакупок можно поделить на три группы:
- собственно сфера госзакупок;
- строительство и закупки медицинских изделий, где они регулируются отдельным законодательством;
- закупки предприятий с долей государства за счет собственных средств, регулируемые правительством.
Также к госзакупкам приравнивается внесение платы за лесопользование.
Антимонопольные требования к закупкам товаров, работ и услуг регулируются Законом от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (в ред. от 08.01.2018).
Не проси лишнего
Основная распространенная ошибка со стороны заказчика при госзакупках – предъявление к участнику требований, которые не установлены действующим законодательством, либо, наоборот, непредъявление законных требований.
На сегодня в законе перечень таких требований является закрытым. Дополнительные же требования могут быть установлены только на уровне Совмина. В частности, так регулируются закупки услуг столовых по организации питания – им необходимо подтвердить трехлетний опыт работы.
В остальных случаях заказчики не могут требовать от участников наличие опыта работы, положительных отзывов, выписку со счета в банке. Если такие требования присутствуют, можно напрямую обратиться к заказчику для их устранения либо с жалобой в МАРТ. В основном участники пользуются вторым вариантом.
Все решения, которые принимаются по таким жалобам, любой из заказчиков и участников госзакупок может увидеть в Государственной информационно-аналитической системе, где аккумулируется информация с действующих электронных торговых площадок.
Важно, что при проведении процедуры открытого конкурса учитываются неценовые критерии оценки сравнения предложений. И их нельзя ассоциировать с дополнительными.
Опиши, как есть
Второй распространенной ошибкой является нарушение правил описания предмета закупки. В частности, если заказчик не желает покупать, а участник продавать бывшие в употреблении товары, в отношении всей новой продукции должно быть указано это обстоятельство. Например, информация о том, что товар не переработан и не восстановлен. Если же покупается именно бывший в употреблении товар или допускается возможность его употребления, необходимо четко описать допустимые его параметры: пробег автомобиля, срок использования оборудования, его износ.
При закупках исключительно новых товаров необходимо это также отметить. Если такой фразы в документах предложения участника нет, то оно должно отклоняться. Причем это касается и товаров, которые не подразумевают повторного использования в принципе, например, бумаги или продуктов питания.
Конкурс или аукцион?
Еще одной распространенной ошибкой является неправильный выбор вида процедуры госзакупки.
Во многих случаях у заказчика есть выбор – проводить открытый конкурс или электронный аукцион. При этом последний является альтернативным видом процедуры для перечня товаров, по которым ведутся биржевые торги, и может использоваться не только для конкурентных торгов. В случае проведения электронного аукциона, в отличие от открытых торгов, отсутствуют неценовые критерии оценки предложений.
Также важно соблюдать правила проведения повторных процедур торгов и переход к закупкам из одного источника после их неудачного проведения. При повторной процедуре нельзя изменить предмет госзакупки и требования к участнику. Если предмет описан неправильно, закупка либо отменяется, либо после внесения изменений оформляется как новая, а не повторная.
Усложнены подходы при переходе к одному источнику после двух несостоявшихся конкурентных процедур. Ранее действовала негативная практика, когда при первой и повторной процедурах закупок выставлялись высокие квалификационные требования к участникам, но при переходе к закупкам из одного источника они упрощались. Чтобы заказчики не злоупотребляли такой возможностью, теперь при переходе к одному источнику необходимо сохранять ту же форму договора, которая была при изначальной конкурентной процедуре.
Для минимизации коррупционных рисков при закупках из одного источника рекомендуется проводить их с созданием комиссии, как это делается при конкурентных торгах. Хотя это и не является обязательным.
Никаких разговоров
Распространены также нарушение правил рассмотрения предложений участников, их необоснованное отклонение. Здесь у участников есть три варианта защиты своих интересов: обратиться к заказчику, с жалобой в МАРТ или за судебной защитой.
Если у участника не хватает каких-либо необходимых документов, запросить их дополнительно заказчик не может. Более того, в такой ситуации неправильным является и рассмотрение документов из проведенных прежде торгов.
Между заказчиком, членами комиссии по госзакупкам и участниками в период проведения конкурсных процедур запрещены какие-либо переговоры. Они допускаются только при закупках из одного источника. Если заказчик хочет что-то уточнить в предложении, необходимо обратиться за разъяснениями через электронную торговую площадку. При этом такого рода пояснения не должны вносить существенных изменений в предложение.