$

2.5992 руб.

3.0318 руб.

Р (100)

3.3813 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Консультации

Законны ли продажа и покупка бело-красно-белых флагов

04.09.2020
Законны ли продажа и покупка бело-красно-белых флагов
Фото: maika.by

В очередной раз вернулась популярность герба «Погоня» и бело-красно-белого флага. Они использовались в провозглашенной Белорусской народной республике в 1918 году, в период оккупации с 1941 по 1944 год; с 1991 по 1995-й являлись государственными символами Беларуси. Остановимся подробнее на правомерности реализации данной продукции.

На белорусских и иностранных интернет-сайтах (например, на AliExpress) появилось множество предложений о продаже символики, начиная от флагов и заканчивая аксессуарами с «Погоней» (майки, значки, брелоки, наклейки и т.д).

Возникают вопросы:

1. Насколько законна реализация и приобретение, в т.ч. за пределами РБ, продукции, которая может использоваться для провоцирования протестных настроений в респуб­лике?

2. Является ли продукция экстремистской, запрещенной на территории РБ?

К экстремистским материалам относится информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенная для публичного использования, публичного распространения либо распространенная любым способом, содержащая призывы к экстремистской деятельности, пропагандирующая такую деятельность и признанная экстремистскими материалами по решению суда. При этом под экстремизмом понимается также деятельность, направленная на захват или удержание государственной власти неконституционным путем, организацию политической или идеологической вражды (Закон от 04.01.2007 № 203-З «О противодействии экстремизму» (далее – Закон № 203-З)).

Распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, ее изготовление, хранение и перевозка в целях распространения запрещаются. При этом информационная продукция признается экстремистскими материалами по решению суда на основании заявления государственного органа, осуществляющего противодействие экстремизму, по месту нахождения организации, ее изготовившей и (или) распространяющей (распространившей), либо по месту жительства гражданина, ее изготовившего и (или) распространяющего (распространившего), либо по месту ее обнаружения (ст. 14 Закона № 203-З).

Справочно: Положение о Республиканской экспертной комиссии по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков экстремизма (далее – Комиссия) утверждено постановлением Совмина от 21.08.2014 № 810.

Органы государственной безопасности, внутренних дел, пограничной службы, таможенные органы, орган государственной охраны в области противодействия экстремизму в пределах своей компетенции принимают профилактические меры, направленные на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих экстремистской деятельности, а также осуществляют уголовное преследование лиц, совершивших преступления, связанные с экстремизмом, и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Следственный комитет осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших преступления, связанные с экстремизмом, в соответствии с законодательными актами.

Республиканский список экстремистских материалов ведется в соответствии с постановлением Сов­мина от 23.04.2007 № 513 «О порядке ведения и опубликования республиканского списка экстремистских материалов».

Важно: герб «Погоня» и флаг не включены в список экстремистских материалов, содержащих призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность.

Если данные символы не сочетаются с призывами к экстремистской деятельности, то распространение, изготовление, хранение, перевозка и приобретение такой продукции не является запрещенной с точки зрения белорусского законодательства.

При проведении массового мероприятия запрещено пользоваться флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке, а также эмблемами, символами, плакатами и транспарантами, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан (ст. 11 Закона от 30.12.1997 № 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»).

При выявлении информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, на место происшествия вызываются сотрудники органов внутренних дел, а данная продукция направляется в Комиссию для оценки на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков экстремизма.

Если согласно экспертному заключению в представленных образцах устанавливается наличие признаков проявления экстремизма, данное обстоятельство является поводом для проведения проверочных мероприятий в соответствии с УПК на предмет наличия состава преступления, предусмот­ренного ст. 361-1 УК «Создание экстремистских формирований» либо ст. 361-2 УК «Финансирование деятельности экстремистского формирования».

В случае отсутствия состава преступления после вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела может быть начат административный процесс по ст. 17.11 КоАП.

Часть 1 ст. 17.11 КоАП

Часть 2 ст. 17.11 КоАП

Распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение или перевозка с целью распространения такой информационной продукции, если в этих деяниях нет состава преступления,

Распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение или перевозка с целью распространения такой информационной продукции, если в деяниях нет состава преступления,

влекут наложение штрафа в размере до 20 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения,

влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин с конфис­кацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств,

на ИП – от 20 до 50 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения,

 

на ИП от – 50 до 100 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств,

на юридическое лицо – от 50 до 200 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения

на юридическое лицо – от 100 до 500 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств

 

Отсутствие признаков распространения информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или включенной в республиканский список экстремистских материалов, исключает квалификацию по ч.ч. 1 и 2 ст. 17.11 КоАП.

Информационная продукция, которая в соответствии с заключением Комиссии провоцирует протестные настроения либо может быть использована для организации беспорядков, но не являющаяся при этом экстремистской, также исключает квалификацию по ч.ч. 1 и 2 ст. 17.11 КоАП.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением писать на op@neg.by 

Автор публикации: Отдел хозяйства и права

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028


***
Право: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы