Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №76(2573) от 07.10.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5072
EUR:
2.4391
RUB:
4.1712
Золото:
138.32
Серебро:
1.66
Платина:
74.16
Палладий:
181.45
Назад
Консультации
12.12.2006 15 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Закон о «Хозяйственных обществах»:

Что нового получила практика?

«Экономическая газета» намерена широко и всесторонне освещать ход внедрения Закона в хозяйственную и судебную практику. В этой долговременной акции, рассчитанной прежде всего на профилактику ошибок и конфликтов на местах, мы надеемся на активную поддержку читателей, рядовых акционеров и руководителей предприятий, специалистов и представителей контролирующих органов. Ждем ваших соображений, вопросов и пожеланий.

А для начала предлагаем вашему вниманию общую характеристику Закона с точки зрения юриста ООО «Апицес Юрис» Валентина ГАЛИЧА. Главным образом — это анализ новых статей и положений, которые выгодно отличают его от старого документа.

По примеру Гражданского кодекса

В главе 1 «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ» содержатся вводные положения, касающиеся сферы действия Закона, определяются понятия хозяйственного общества, зависимого и дочернего хозяйственного общества, филиала и представительства общества. В целом можно отметить, что в этой главе в большинстве норм воспроизводятся основные положения Гражданского кодекса (далее — ГК) о хозяйственных обществах.

Среди новелл главы 1 стоит выделить следующие:

— закрепление положения о том, что хозяйственное общество имеет наименование на белорусском и русском языках, содержащее указание на его организационно-правовую форму (ч.1 ст. 4 Закона). Из этого вытекает, что включение наименования на иностранном языке в учредительные документы общества не будет основано на действующем законодательстве;

— установление возможности возложения субсидиарной ответственности по обязательствам общества на лицо, возглавляющее коллегиальный исполнительный орган хозяйственного общества (ч. 3 ст. 5 Закона);

— изменение понятия зависимого хозяйственного общества. Так, хозяйственное общество признается зависимым, если другое хозяйственное общество имеет долю в уставном фонде (акции) этого общества в размере, соответствующем двадцати и более процентам голосов от общего количества голосов, которыми оно может пользоваться на общем собрании участников такого общества (ч.1 ст.6 Закона). Нужно отметить, что соответствующие изменения внесены и в п.1 ст.106 ГК;

— установление запрета для зависимого хозяйственного общества на приобретение доли в уставном фонде (акции) хозяйственного общества, по отношению к которому оно признается зависимым (ч. 2 ст.8 Закона).

Создание, реорганизация и ликвидация хозяйственного общества

Название главы 2 «СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА» само говорит о содержании включенных в нее статей.

Исходя из ч.1 ст.10 Закона выделяются два вида создания юридического лица:

1. Учреждение хозяйственного общества (ст. 11 Закона). До государственной регистрации общества граждане (физические лица) и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении, именуются учредителями хозяйственного общества (ч. 1 ст. 13 Закона). В соответствии с Законом учреждение общества происходит в несколько этапов.

Вначале осуществляется подписание протокола или договора о создании общества, которые определяют порядок создания общества, размер уставного фонда, распределяют обязанности между учредителями по созданию общества, а также содержат иные сведения.

Учредители хозяйственного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до его государственной регистрации и связанным с учреждением этого общества. Это означает, что учредитель, оплативший какие-либо необходимые расходы, имеет право регрессного требования к остальным учредителям в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого (подп.1 п.2 ст. 306 ГК).

Затем происходит учредительное собрание хозяйственного общества, на котором учредители утверждают денежную оценку имущества, вносимого в виде неденежных вкладов в уставный фонд, подписывают и (или) утверждают учредительные документы, образуют органы хозяйственного общества и избирают их членов, решают иные вопросы, предусмотренные Законом о хозяйственных обществах.

По общему правилу решения на учредительном собрании хозяйственного общества принимаются учредителями единогласно (исключение установлено в ч. 3 ст.68 Закона).

Каждый из учредителей участвует в учредительном собрании хозяйственного общества с правом голоса.

Число голосов каждого учредителя определяется пропорционально размеру его вклада, подлежащего внесению в уставный фонд. В договоре о создании хозяйственного общества либо протоколе собрания учредителей может быть установлено иное число голосов, принадлежащих каждому учредителю на учредительном собрании хозяйственного общества, за исключением случая, установленного ч. 4 ст. 68 Закона.

Решения учредительного собрания хозяйственного общества оформляются протоколом, подлежащим подписанию всеми учредителями хозяйственного общества.

Последний этап создания хозяйственного общества — государственная регистрация. После государственной регистрации учредители хозяйственного общества становятся участниками хозяйственного общества (ч. 2 ст.13 Закона).

2. Создание общества путем реорганизации иных юридических лиц.

Статьи 15-23 Закона посвящены регулированию различных видов реорганизации хозяйственных обществ. Среди новшеств, введенных Законом, можно выделить следующие:

— при реорганизации в форме слияния или присоединения заключается соответствующий договор, в котором определяется порядок слияния, утверждаемый общим собранием участников каждого из участвующих в реорганизации хозяйственных обществ и (или) учредителями (участниками) каждого из участвующих в присоединении юридических лиц иных организационно-правовых форм или органами управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами;

— при реорганизации по решению соответствующих государственных органов реорганизация производится самим юридическим лицом. Если юридическое лицо не исполняет указанное решение в установленный в решении срок, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего хозяйственным обществом и поручает ему осуществить реорганизацию этого общества. Внешний управляющий выступает от имени хозяйственного общества в суде, составляет разделительный баланс или передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации хозяйственных обществ или юридических лиц иных организационно-правовых форм. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм;

— установлен порядок уведомления кредиторов о реорганизации и порядок реализации кредиторами права требования досрочного исполнения обязательства реорганизуемого юридического лица. Так, уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации этого общества, а при реорганизации хозяйственного общества в форме слияния или присоединения — с даты принятия такого решения последним из хозяйственных обществ или юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в слиянии или присоединении. Иные лица уведомляются о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества при заключении с ними договоров. Требования кредитора предъявляются хозяйственному обществу письменно в течение тридцати дней с даты получения им уведомления о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества.

Нужно иметь в виду, что действующий порядок ликвидации, установленный Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 № 11 с изменениями и дополнениями (далее — Положение о регистрации), не претерпит изменений в связи со вступлением в силу Закона, так как данный порядок введен законодательным актом большей юридической силы. Будут иметь силу лишь некоторые статьи, которые не изменяют, а лишь дополняют действующие нормы.

В соответствии с абз.15 ч. 3 ст.14 Закона в уставе хозяйственного общества должны содержаться основания ликвидации этого общества по решению его участников. Из буквального толкования данной нормы вытекает, что для принятия участниками решения о ликвидации необходимы специальные основания, установленные в уставе общества. Думается, что в этом случае следует применять расширительное толкование указанной нормы и под такими основаниями следует понимать лишь те обстоятельства, установленные участниками в уставе, которые в любом случае влекут принятие решения о ликвидации. Независимо от наступления указанных обстоятельств, участники могут принять решение о ликвидации.

В случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава хозяйственного общества преимущественную силу для третьих лиц и участников этого общества имеют положения устава хозяйственного общества (ч. 6 ст.14 Закона). Если принимать во внимание, что в соответствии со ст. 109 Закона для изменения устава необходимо не менее двух третей голосов от общего количества участников общества, а для изменения учредительного договора — единогласие всех участников, то подход законодателя представляется лишенным последовательности и логики.

Фонды, имущество и ценные бумаги хозяйственного общества

Глава 3 «УСТАВНЫЙ И ИНЫЕ ФОНДЫ, ИМУЩЕСТВО И ЦЕННЫЕ БУМАГИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА» содержит всего пять статей.

В ч. 6 ст.28 Закона установлено, что в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда хозяйственное общество в течение тридцати дней с даты принятия такого решения обязано письменно уведомить кредиторов общества об уменьшении уставного фонда общества и о его новом размере либо опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. Ранее была установлена лишь обязанность уведомления кредиторов без регламентирования процедуры такого уведомления.

Представляется, что установление в Законе пресекательного тридцатидневного срока для письменного требования кредиторов о досрочном прекращении или исполнении соответствующих обязательств без внесения изменений в статьи 89 и 101 ГК с точки зрения юридической техники не является безупречным. Этот вывод применим и к положениям Закона, рассмортренным выше, устанавливающим срок для предъявления требований кредиторов в случае реорганизации хозяйственного общества.

В ч. 2 ст. 29 Закона закреплено применявшееся на практике положение о том, что вносимое в уставный фонд хозяйственного общества имущество должно быть необходимым и пригодным для использования его в предпринимательской деятельности этого общества.

В соответствии с Законом уставный фонд хозяйственного общества не может быть полностью сформирован за счет неденежного вклада в виде имущественных прав. При этом объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества, не может быть более пятидесяти процентов установленного законодательством минимального размера уставного фонда для соответствующей формы хозяйственного общества (ч. 3 ст. 29 Закона).

Новый Закон в отличие от предыдущего (ст. 43 старого Закона) не предусматривает обязательной выдачи участнику ООО или ОДО, полностью внесшему свой вклад, свидетельства о вкладе в уставный фонд.

Часть 4 ст. 31 Закона, устанавливающую, что формирование имущества вновь возникающих хозяйственных обществ в результате реорганизации других хозяйственных обществ или юридических лиц иных организационно-правовых форм осуществляется за счет имущества юридических лиц, участвующих в реорганизации, также следует толковать расширительно. Думается, что формирование имущества вновь возникающих юридических лиц возможно и за счет дополнительных денежных и неденежных вкладов участников.
 
(Продолжение следует)
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений